Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ т2

Поскольку Каутилья в "Анвикшике" не ссылается на вайшешику, считается, что эта система была сформулирована позже 300 года до н.э.10 По-видимому, в сутру Канады время от времени включались дальнейшие дополнения11. Некоторые из сутр, которые сохранились в его трактате и до сего дня, не были комментированы схоластом Прашастападой. Это показывает, что, в то время как Канада упоминает только три категории12, Прашастапада прибавил еще три, а позднее была включена еще одна категория небытия (абхава). К списку Канады Прашастапада добавил еще семь категорий13.

"Падартха-дхарма-санграха" Прашастапады является не столько толкованием сутры, сколько важным самостоятельным трудом по данному вопросу. Трудно защищать позицию, согласно которой зрелые взгляды Прашастапада являются просто развитием положений, имеющихся в трудах Канады14. Положение Прашастапады о двадцати четырех качествах, теория созидания и разрушения мира, перечень ошибок и мнение о природе логического вывода являются определенными дополнениями к работе Канады. Прашастапады в значительной степени находился под влиянием философии ньяйи и жил позже, чем Ватсьяяна. Время его жизни можно отнести к концу IV века н.э.15.

На работе Прашастапады основан трактат вайшешики, "Дашападартхашастра" Чандры, который сохранился в китайской версии (648 год. н.э.). Однако на развитие мышления в Индии этот трактат не оказал влияния16. "Раванабхашья" и "Бхарадваджавритти"17, которые, как говорят, являются комментариями на вайшешику, неизвестны. На работу Прашастапады было написано четыре комментария: "Вьйомавати" Вьйомашекхары, "Ньяякандали" Шридхары, "Киранавали" Удаяны18 (X век н.э.) и "Лилавати" Шриватсы (XI век н.э.). "Вьйомавати" – более ранняя работа, чем остальные три19. "Ньяякандали" Шридхары была написана в 991 году н.э., и ее автор был знаком со взглядами Кумарилы, Манданы и Дхармоттары. "Лилавати" и "Киранавали" вышли, вероятно, вскоре после "Ньяякандали". Как Шридхара, так и Удаяна признают существование бога и приемлют категорию небытия. К этому периоду относится "Саптападархти" Шивадитьи20. Она представляет принципы ньяйи и вайшешики как части одного целого. Начинается она с перечня категорий и подводит логику ньяйи под рубрику качества познания. Другой синкретической работой, основанной на трактате Прашастапады, является "Таркакаумуди" Лаугакши Бхаскары. Некоторое значение имеет работа "Упаскара" Шанкарамишры о "Вайшешика-сутре"21. Вишванатха (XVII век н.э.) в своей "Бхашапариччхеде" упоминает о схеме Канады, а толкование