его хорошенько."
В соответствии с этим знание имеет в качестве трех основ "три логики":
1. Логику опыта для видимых явлений.
2. Логику заключения для невидимых явлений, как ее показал Сакья Пандита9: "По дыму мы делаем вывод об огне, а по чайке — о воде".
3. Логика признания достоверности писаний, явлений неизвестных.
В этой системе способ восприятия учения не основан на условностях или слепой вере. Цонкапа10 сказал:
"До конца бытия да имеет учение Будды всегда в качестве учеников людей, которые приобрели веру в учителя, открыв истинную природу учения, не поддаваясь смятению, вносимому вихрем негативных мыслей".
Все философские школы буддизма, от колесницы Шраваков до высшей Ваджраяны11, разделяют это воззрение, хотя существуют различия и особенности в интерпретации. В общем говорят, что основное различие между буддистом и небуддистом заключается в принятии первым Прибежища в "Трех Драгоценностях"12 и признанием Будды как учителя, Дхармы — как Пути и Сангхи — как общины духовных товарищей. Кроме этого, буддист практикует тренировку ума "семи элементов"13, чтобы накопить заслуги для себя и других; он исполняет обеты, соблюдает религиозный календарь, выполняет определенные ритуальные церемонии и т.д. Таким образом, он совершает типично религиозные действия. Именно на этом основании буддизм также рассматривается как религия.
Воззрение Дзогчен — это Воззрение системы Мадхьямика-Прасангика, конечная цель учения Будды и высшее направление среди буддийских философий; впервые оно было изложено Нагарджуной и его учеником Арьядэвой14.
Это подтверждено в "Тантре звука, выходящего за пределы"15. Следовательно, мы можем сделать вывод, что Воззрение Дзогчен принадлежит к этой философской системе, которая выходит за ограничения этернализма и нигилизма.
Однако можно также предположить, что Воззрение Мадхьямики-Прасангики происходит из Дзогчена. Этому есть два доказательства. Первое заключается в в том, что знание истинного состояния не может быть ничем иным, как состоянием спонтанного присутствия Дзогчен, и таким образом, Воззрение Мадхьямики-Прасангики должно ему соответствовать. Второе — Гараб Дордже, первый учитель Дзогчена, положил начало двум линиям преемственности, первой из семи, второй из двадцати одного ученика, и один из этих двадцати одного последователя был Нагарджуна. Кроме того, сказано, что Арьядэва растворился в свете после получения учений Дзогчен от второго Манджушримитры16. Все это ясно изложено в "Празднике для мудрых: