Намкай Норбу Ринпоче

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

школе Чарвака примыкают приверженцы культов таких богов, как Индра, Сурья и др.; их благосклонность зарабатывают с помощью даров и молитв, чтобы добиться исполнения мирских желаний. Следовательно, такая школа представлена одновременно в двух аспектах: в религиозном аспекте — культом, обращенным к божеству, в философском аспекте — основополагающей теорией нигилизма. Но принцип, на котором они основаны, идентичен.

Сторонники современного материализма утверждают непогрешимость создателя их философии и защищают свои идеи с убежденностью, которая граничит с верой. Они пытаются любыми средствами убедить других, а иногда даже клянутся перед изображением своего учителя. Такое поведение свидетельствует о том, что в сущности их мышление, можно назвать "религиозным", даже если они так не считают.

Философская система, которая определяет природу явлений бытия, выходя за рамки ограничений этернализма и нигилизма, является сущностью учения Будды и всех философских направлений буддизма7.

Конечная природа бытия находится за пределами этернализма. Принцип, рассматриваемый как бесконечный и неизменный, не может обладать способностью деятельности8 и, следовательно, творение не может быть им произведено. Напротив, если утверждают, что Всемогущее Высшее Существо обладает способностью деятельности, то из этого автоматически следует его преходящий характер. Если Бог-творец не бесконечен, значит кто-то должен был создать его, и так далее до бесконечности. Таким образом, определения, приписываемые Высшему Существу — всемогущий, верховный, единственный и т.д., — не оправданы.

Определение природы бытия выходит также за рамки ограничений нигилизма. Действительно, не существует следствия, которое не имело бы причины. Так же и образование общества, которое, согласно нигилизму, является совокупностью случайных событий или вторичных причин, должно быть результатом конкретной начальной причины.

Например, чтобы получить росток риса, необходимо посеять зерно риса, которое является первичной причиной. Если бы можно было вырастить его, используя только воду, удобрения, тепло, свет и кислород, которые являются вторичными причинами, то не было бы никакой уверенности относительно вида ростка, который появится. Если бы не существовало прямой связи между причиной и следствием, то мы могли бы случайно получить и росток пшеницы, гороха и т.д. Только наличие зерна риса, а не одной из вторичных причин, таких, как вода или удобрения, дает уверенность, что разовьется