Намкай Норбу Ринпоче

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

из которых — "Звук, выходящий за пределы"82.

Кроме этого, существует большое количество тантр, лунгов и основных Тайных Наставлений как в Устной Традиции (bka`ma), так и в традиции Вновь Открытой (терма)83, передача которой, вместе с изучением и практикой, не претерпела никаких изменений до наших дней.

Люди, желающие глубже изучить этот вопрос, могут прочитать мою книгу "История учения Дзогчен"84.

Кроме этих основополагающих сочинений мы имеем множество произведений, написанных Высшими Держателями Знания прошлого. Эти произведения полно излагают смысл всех тантр, лунгов и мэннаг (Тайных Наставлений). Например, "7 сокровищ" (mDzog Bdum), "3 раздела самоосвобождения" (Rang grol skor gsum), "3 раздела освобождения от замешательства" (Ngal gso skor gsum), написанные Лонгченпой.

Другие тексты, наоборот, были написаны, чтобы облегчить практическое применение знания Дзогчен. Например: "Учитель мудрости" (Ye shes bla ma) Джигмэд Лингпа, "Наставления Держателей Знания Дзогчен" (rDzogs chen rig' dzin zhal lung) V Далай-Ламы85, Пема Карпо86 "Конечная суть лотоса Дзогчен" (rDzogs chen pad ma'i snying thig), "Полет орла"87 (mKha' lding gshogs rBabs) Шабкарвы".

   

5. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЗОГЧЕН УЧЕНИЕМ ТРАДИЦИЙ БОН И НЬИНГМА?

Под названием "Бон" когда-то были известны различные учения и ритуальные традиции, некоторые из них могут быть даже отнесены к категории жертвенных практик, вредящих другим существам, так как "Бон" был общим термином, соответствующим слову "чой луг" (chos lugs), теперь используемому в тибетском языке для обозначения религий. Следовательно, было бы большой ошибкой отождествлять все традиции, обозначенные термином "Бон", с учениями Шенраба Миво.

Совсем недавно почти все ученые, как тибетские, так и западные, определяли Бон как религиозный культ, включающий жертвоприношение животных. Таким образом, им легко было хулить его как угодно. Это напоминает мне басню о зайце, услышавшем непонятный звук88.

Причина такого отношения заключается в отказе признать значение истинной тибетской культуры. По этому поводу я написал книгу "Ожерелье Жи" — "Рассуждения об истории Тибета"89.

Великий учитель Падмасамбхава сказал:

"Внутренние учения бон совпадают с буддизмом:

пусть им не препятствуют!" XXIX

Падмасамбхава дал такой совет царю Трисонг Децену90 потому, что учение Дзогчен существует в Боне. И оно не только существует там, но многочисленные, как древние, так и современные Держатели Знания Бон через слушание учения, изучение и медитацию сохранили Дзогчен в его целостности, упрочили и развили его. Их ученики обеспечили преемственность в