центра. При практике йоги или вигары необходимо всегда пребывать только в этом центре.
П. Какой должна быть наша духовная практика [садхана]?
М. Садхана для духовного практика (садхака) — это естественное состояние [сахаджа] достижения [сиддха]. Сахаджа есть изначальное состояние, так что садхана сводится к удалению препятствий к реализации этой пребывающей истины.
П. Является ли концентрация ума одной из садхан?
М. Концентрация не состоит в том, чтобы думать об одной вещи. Она, с другой стороны, означает откладывание всех посторонних мыслей, которые препятствуют видению нашей подлинной природы. Все наши усилия должны направляться только на подъём завесы неведения. Сейчас кажется трудным унять мысли. В возрождённом состоянии будет гораздо труднее 'уже вызвать мысли. Ибо о чём тогда думать? Есть только А т м а н. Мысли же могут функционировать только при наличии объектов. Но объектов нет. Как тогда мысли могут возникать вообще?
Привычка заставляет нас верить, что прекратить мышление очень трудно. Если эта ошибка обнаружена, то человек не будет настолько глуп, чтобы стараться мыслить без необходимости.
П. Разве Милость не более действенна, чем практика [абхьяса]?
М. Гуру просто помогает вам искоренить неведение. Разве он передаёт вам Реализацию?
П. Но мы невежественны.
М. Вы мудры, так как говорите, что вы невежественны. Является ли сумасшедшим тот, кто говорит, что сошёл с ума?
Милость Гуру подобна руке, протянутой, чтобы помочь вам выбраться из воды или облегчить вам путь удаления неведения.
П. Не напоминает ли Милость лекарство, исцеляющее от болезни авидъи?
М. Для чего существует лекарство? Только для того, чтобы восстановить у пациента изначальное состояние здоровья. Для чего нужны Гуру, Милость, Бог и т. п.? Разве Гуру держит вас за руку и шепчет что-то на ухо? Вы представляете Гуру подобным себе. Поскольку вы считаете себя телом, вы думаете, что он тоже должен быть телом, чтобы сделать что-то осязаемое для вас. Его работа лежит внутри. Как обрести Гуру? Бог, который всегда внутренне присутствует, в Своей Милости сострадает любящим, преданным
ему и проявляет Себя согласно развитию преданного. Преданный думает, что Он — человек, и ожидает взаимоотношений между собой и Гуру, как между двумя физическими телами. Но Гуру, являющийся Богом, или воплощением Я, работая внутри, помогает человеку увидеть ошибки своего пути и руководит им в правильном направлении до тех пор, пока он не осознает Себя внутри.
После такого осознания ученик