(см. [2, с. 264; 7, с. 262]): П. "Откажись от своей жизни, если ты хочешь Жить", — говорит "Голос Безмолвия" Е. П. Блаватской. М. Откажитесь от неправильного отождествления и помните, что тело без Атмана существовать не может, тогда как А т м а н существует без тела и всегда.
102Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1937 года
103М. Путь Йоги [йога-марга] говорит о шести центрах, каждый из которых должен быть достигнут практикой и превзойдён, пока человек не достигает сахасрары, где обнаруживается Нектар и, таким образом, бессмертие. Йогины говорят, что человек входит в паранади, которая начинается с сакрального сплетения, тогда как джнянины утверждают, что та же самая нади начинается из Сердца. Примирение между этими двумя, казалось бы, противоречивыми утверждениями осуществлено в тайном учении, которое отчётливо заявляет, что йогическая паранади исходит из муладхары, а джняна паранади — из Сердца. Истина состоит в том, что надо войти в паранади. Используя практику Йоги (раджа-йоги), человек начинает снизу, затем поднимается, проходит через все центры, пока не достигает цели; при практике джняны [джняна абхья-са] человек водворяется непосредственно в Сердечном центре.
П. Разве пара не сопровождается пашъянти1 и т. п.?
М. Вы говорите о речи [вак], которая подразделяется так: 1) пара, 2) пашъянти, 3) мадхъяма и 4) вайкхари', вак есть прана шакти, тогда как ум есть теджорупа, или гит шакти. Шакти есть проявление непроявленного начала.
Йогины придают величайшее значение поднятию кундалини до сахасрары — центра над головой, или тысячелепесткового лотоса. Некоторые из них говорят, что выше имеются и другие центры со 100 000 или 100 000 000 лепестков. Давайте сейчас не будем останавливаться на этом. Йогины ссылаются на место в Писании, где говорится, что жизненный ток входит в тело через "родничок" в голове, и доказывают, что поскольку вийога [разделение] приходит этим путём, то йога [союз] должна осуществляться обратным путем. Поэтому, говорят они, мы должны практикой йоги собрать праны и войти в "родничок" для достижения йоги. Джнянины, с другой стороны, указывают, что Йогины предполагают существование тела и его отделённость от А т м а н а. Только если принята данная точка зрения об отделённости, йогин и может советовать достигать воссоединения посредством практики йоги.
В действительности тело находится в уме, который имеет мозг своим местопребыванием. Функционирование последнего за счёт света, идущего из другого источника, допускается самими йогина-ми в их