последние четыре. Другие считают, что только два, а именно:
1) манас, ум; и 2) аханкара, эго; имеются ещё и те, кто говорит, что антахкарана является лишь органом, чьи различные функции заставляют его казаться различным, а потому имеющим и различные имена. Таким образом, Сердце есть источник антах-каран.
Имеется тело, которое не одушевлено; имеется А т м а н — вечный и лучезарный. Между ними поднялся некий феномен, а именно эго, которое выступает под этими различными именами: ум [манас], эго [аханкара], сила [шакти], жизненный ток [прана] и т. д. Ищите свой источник; этот поиск приведёт вас к Сердцу автоматически. Внутренние органы [антахкараны] являются только представлениями [калъпана], объясняющими тонкое тело [сук-шма шарира]. Физическое тело [шарира] составлено из элементов: Земля, Воздух, Огонь, Вода и Эфир; оно — неодушевлённое. А т м а н чист, самолучезарен и таким образом очевиден. Связь между ними объясняется существованием тонкого тела, составленного, с одной стороны, из тонких аспектов пяти элементов и отражённого света Атмана — с другой. Поэтому тонкое тело, которое синонимично уму, является и одушевлённым и не одушевлённым, т. е. абхаса. Опять, игрой чистого качества (саттва гуны) в элементах их блеск (саттвигеский аспект) проявляется как ум [манас] и чувства [джнянендрии]; игрой раджаса (качества активности) раджастигеский (активный) аспект проявляется как жизнь [прана] и органы действия [кармендрш]; игрой тупости [тамас] тёмный [тома] аспект проявляется как грубый феномен тела и т. д.
П. Но ум слывёт тоже имеющим эти три качества [гуны].
М. Да. Есть чистота [саттва] в саттве (качестве чистоты), активность в ней (раджас в саттве), а также тупость в ней (тамас в саттве) и т. д. Чистая [шуддха] саттва совершенно чиста; мисра (смешанная саттва) есть сочетание с другими качествами. Качество саттвы предполагает только её преобладание над остальными двумя качествами.
Позднее Шри Бхагаван продолжил: Говорят, что сложный лабиринт различных школ философии разъясняет вопросы и открывает Истину. Но на самом деле они создают неразбериху там, где в путанице никакой нужды нет. Почему не оставаться как А т м а н, Я? Зачем нужно объяснять не-Я?
Возьмите, например, Веданту. В ней говорится о 15 видах праны. Студента заставляют запоминать их названия, а также их функции. Воздух поднимается и называется проной; опускается и назван апана; действуют индрии и получают какое-то название. Зачем всё это? Зачем классифицировать, давать имена, перечислять функции и т. д.? Разве