Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

служащая для отбрасывания разнообразных мыслей и сосредоточения ума на единственной мысли, которая также должна исчезнуть перед Реализацией. Однако Реализация не есть нечто новое, что следует приобрести. Она уже здесь, но закрыта экраном из мыслей.

Все наши попытки направлены на подъём этого экрана, после чего открывается Само-реализация.

Если искателям посоветовать медитацию, то многие уйдут, удовлетворившись этим советом. Но кто-то из них может вернуться и спросить: «Кто этот "я", медитирующий на объекте?» Такому человеку необходимо предписать найти Себя. Это завершение. Это вигара.

П. Вигару следует выполнять только при отсутствии медитации?

М. Вигара является и методом и целью одновременно. "Я ЕСМЬ" — цель и окончательная Реальность. Держаться этого "Я ЕСМЬ" с усилием — вигара, а спонтанно и естественно — Реализация.

391. Тот же лосшгшель-санньясин, Свами Локешананда, спросил о самадхи. Махарши ответил:

1. Удержание Реальности есть самадхи.

2. Удержание Реальности с усилием есть савикальпа самадхи.

3. Погружение в Реальность и утрата сознательного восприя

тия мира есть нирвикалъпа самадхи1.

1 Смотри также нижеследующую таблицу "Виды савикальпа самадхи и нирвикалъпа самадхи".

94

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1937 года

95

4. Погружение в неведение и утрата сознательного восприятия мира есть глубокий сон. (Голова сгибается, но в самадхи этого не происходит.)

5. Пребывание в первичном, чистом, естественном состоянии без усилий есть сахаджа нирвикалъпа самадхи.

Далее виды самадхи могут подразделяться таким образом.

Виды савикальпа самадхи и нирвикалъпа самадхи

Савикалъпа самадхи

Нирвикалъпа самадхи

Бахья Внешнее Антар Внутреннее Бахья Внешнее Антар Внутреннее Дришьянувидха Погружение в Погружение в Ум прыгает от Ум страдает от единую Реаль- Сокровенное одного объекта комы, кродхи и ность, лежащую Бытие, которое к другому. Сохра- т. п. Смотри, от- в основании есть Единая няй его устойчи- куда они возни- всех феноменов, Реальность, да- вым, фиксирован- кают и как по- оставление не- ющая начало всем ным на Реально- лучают своё су- замеченными мыслям и т. д., и сти, лежащей за ществование. преходящих про- оставление без ними. Держись их ис- явлений. внимания всего точника. остального. Шабданувидха Имеются внешние Все методы мы- Это состояние Это состояние феномены, кото- шления подни- сравнимо с океа- сравнимо с пла- рые говорят, бе- маются из ном без волн, менем, не колеб- рут своё начало Реальности внут- чьи