выяснить причины, не позволяющие нам владеть своими чувствами, пробуя преодолеть периоды депрессии или так называемые "психические срывы", мы часто нуждаемся в информации, укрытой в подсознании. Очень важно, чтобы человек, вступивший на путь духовного развития, сумел соприкоснуться с глубинами своего подсознания. Благодаря этому он сможет лучше понять самого себя, свои чувства и реакции, развить свою эмоциональность и интуицию, а также лучше понимать, что происходит с другими людьми.
Часто нам бывает грустно, тоскливо, нас мучает ничем не объяснимая тоска, хотя никаких рациональных причин для этого вроде бы нет: мы здоровы, нас никто не обидел и не унизил, никто не покушается на наше материальное благополучие. Казалось бы, жить да радоваться, но этого не происходит. Где мы должны искать причину, если ее нельзя найти во внешнем мире? Что в действительности нас тяготит, если в нашей жизни все в порядке?
Ответы на эти вопросы мы без труда отыщем в подсознании. Часто нас беспокоят грустные или трагические переживания детства, когда наши отношения с родителями или другими родственниками развивались нежелательным образом, что оставило глубокие раны в нашей психике. Наш внутренний ребенок, если только дать ему слово, расскажет, например, о том, что в детстве нас слишком сильно критиковали и мы утратили веру в себя, и теперь каждая новая ситуация, даже позитивная, вызывает у нас стресс и боязнь, что мы с ней не справимся. А все потому, что нас недолюбливал кто-то из родителей и теперь нам не хватает уверенности; или же на нас слишком рано возложили тяжелые обязанности и теперь мы не умеем радоваться жизни. Может оказаться так, что существующие в нас комплексы связаны с чем-то еще, например, мы не находили понимания среди ровесников, либо кто-то из учителей подвергал сомнению наши умственные способности. Почему необходимо заглянуть так глубоко, чтобы понять все эти проблемы? Потому что подобные влияния и воздействия чрезвычайно важны, и мы должны об этом помнить.
Но все это может оказаться и не совсем так. Человеческая психика имеет свои защитные механизмы, которые помогают справляться с трудностями жизни. Если проблема перерастает наши возможности взять ее под контроль (как это часто бывает у детей), включается механизм, называемый вытеснением. Тогда все события, связанные с этой проблемой, оказываются вытеснены в подсознание, а человек просто-напросто не помнит того, что на самом деле с ним происходило. Но поскольку проблема осталась неразрешенной, в похожих ситуациях человек подсознательно реагирует так, как будто он еще не вырос. И хотя теперь, будучи взрослым человеком, он легко справился бы с подобной проблемой, он тем не менее начинает себя вести, как будто он все еще ребенок. Поэтому, чтобы освободить себя от таких реакций, он должен дойти до "прапричины" и "проработать" ее, то есть пережить все то же самое еще раз, но осознанно. Проникновение на такой уровень внутреннего развития, где можно, а скорее всего и необходимо это сделать, символизирует Луна, которая определяет скрытую, внутреннюю ( то есть подсознательную ( сторону души человека.
Даже если нам кажется, что у нас нет никаких проблем с нашим внутренним миром, если у нас не бывает срывов или дегрессий и нас не преследует беспричинная хандра, то все равно для более глубокого познания себя стоит произвести анализ своей жизни, начав с отношений с родителями и домашними в широком понимании этого слова (дедушки, бабушки, братья, сестры, тети и дяди), вспомнить свои отношения с друзьями во дворе и в школе. Пребывание в современном учебном заведении не менее чревато стрессами, нежели жизнь в неполной семье или в семье, разрушенной алкоголем. Я вовсе не призываю специально искать в своей жизни драмы и психические травмы, но такой анализ необходим, чтобы лучше себя понять и преодолеть привычные стереотипы.
На протяжении многих сотен лет детей воспитывали, вырабатывая в них качества характера, которые в целом могут считаться положительными. Однако при этом подавлялись непосредственность, творческое отношение к жизни, инициативность и умение владеть своими чувствами. Мы не призываем воспитывать людей, не соблюдающих общепринятые нормы и правила, тем более что в каждом человеке живет внутренняя этика, а призываем к борьбе с такими вдалбливаемыми в нас с детства высказываниями, как "не высовывайся", "тише едешь ( дальше будешь", "в чужой монастырь со своим уставом не лезь" и т.п. Отыскать в себе подобного рода стереотипы и освободиться от них ( значит начать