вы достигли оптимально возможного правильного положения и совершенства в выполнении асан, тогда сознание наполнит каждую клетку вашего тела независимо от того, осознаете вы это или нет. Тем не менее осознанность просыпается, как только начинает действовать рассудок. Если вы заболели, вы знаете, что та часть тела, которая поражена болезнью, теряет свою чувствительность. Практика йоги дает множество различных способов, при помощи которых мы можем оживить ее. Когда мы выполняем розы йоги, энергия направляется в эти пораженные области. Испытав это на собственном теле, учитель корректирует позы ученикхэв, касаясь их в этих точках, с тем чтобы энергия могла беспрепятственно растекаться по пораженной части тела и исцелять ее.
Я очень прошу вас не пытаться помогать в тех ситуациях, когда вы ничего в этом не понимаете. Это рискованно. Я уже несколько раз говорил об этом, и я должен предупредить вас: учите только тому, что вы знаете. Не обучайте тому, с чем незнакомы, не делайте из других подопытных кроликов для ваших экспериментов. Перед тем, как учить других, сделайте себя самого своим подопытным кроликом. Я говорю вам об этом, потому что учитель йоги, помогая людям, ведет себя совсем не так, как лечащий врач. Квалифицированный врач выписывает лекарства, но не вступает в эмоциональный контакт с пациентом. Врач знает симптомы и причины болезни и знает, какие лекарства при каких болезнях применяются. Он выписывает их вам, вы идете в аптеку, покупаете их и принимаете в соответствии с предписанием врача. Если вам становится лучше - то это прекрасно. Если нет, то врач советует вам обратиться к специалисту и пройти обследование. Исцеляя при помощи йоги, учитель входит в контакт с учеником или пациентом и время от времени наблюдает за его эмоциями и реакциями. В йоге нет посредника, такого, как аптека, который предоставляет лекарство. Вы должны быть предельно осторожны, потому что в ваших руках чужая жизнь. Врач имеет дело не столько с жизнью, сколько с лекарствами. Если выбранное лекарство не помогло, он говорит: "Хорошо, я выпишу вам другое". Но в йоге вы не можете поменять лекарство; в ней всегда приходится основываться на одних и тех же принципах. Поэтому вам необходимо знать, как применять эти принципы в каждом конкретном случае.
Некоторые люди говорят, что моя йога - это физическая гимнастика. Очень грустно это слышать: только люди, незнакомые с подлинной глубиной йоги, могут делать подобные заявления. Я глубоко проник в свое тело; моя практика сугубо индивидуальна. Я не нахожусь в зависимости от полученного со стороны знания. Я основываюсь на знании, которое идет от опыта. Я познал глубину каждой асаны. Я должен понять, в чем заключается различие между одной мышцей и другой. Предположим, предплечье моей руки длиннее, чем плечо. Моя рука может выглядеть здоровой, но она деформирована. Локтевой сустав должен находиться ровно посредине и не должно быть различий между верхней и нижней частью тела. Достижение этого есть понимание. Асаны помогают нам избавиться от этой двойственности, от всех противоречий и неправильной работы тела, разума и души. Рассмотрим пример человека, страдающего от шума в ушах. Это реальная проблема пациента, и она нуждается в практическом решении. Причиной может быть ушная пробка. Может быть, кости уха слишком сблизились, а может, в нем началось нагноение. Причиной может быть физическая слабость этого человека или нарушенное выделение ушной серы. Необходимо рассмотреть строение его шеи и ушей. Я не могу определить причину заранее, не видя больного, но в принципе мне известно, что при подобных симптомах полезными могут стать перевернутые позы, такие, как сарвангасана, халасана и сету-бандха-сарвангасана. Эти перевернутые позы могут помочь, но если они выполняются неправильно, они не только не избавят от гула в ушах, но еще и добавят к нему болезненные ощущения. Поэтому учитель должен быть предельно бдительным и заметить, возникает ли у ученика боль во время выполнения подобной позы. Также очень полезна шанмукхи-мудра, однако знать, как правильно вставлять пальцы в уши уже есть целое искусство. Ее стоит попробовать, и осторожным методом проб и ошибок человек научится правильно вовлекать в этот процесс внутреннее ухо. Чтобы достичь равновесия внутреннего уха, необходимо развить большую сноровку и чувствительность пальцев. В Пуне у меня была ученица с таким дефектом. Она совершенно отвыкла разговаривать по телефону, потому что ничего не слышала. Ее родители пришли ко мне в слезах и сказали: "Наша двадцатилетняя дочь глуха, и мы