а мышцы - крыльями, исходящими от этого центра. Мышцы должны расходиться в равной степени с обеих сторон, подобно крыльям птицы. Если половины крыла недостает, птица остается всего с одним крылом и уже не может летать. Аналогично, с одной целой и другой половинной мышцами вы не можете сделать эту часть тела здоровой и вылечить болезнь. Каждая часть мышцы должна разделяться пополам, чтобы крылья или мышцы одинаково широко раскрывались с обеих сторон. Вот как нужно лечить болезнь.
Если вы учитель йоги, вам следует знать основополагающие моменты о причинах заболеваний, признаках их протекания и поражаемых ими областях тела. Быть учителем йоги очень трудно. Хотя вы можете сразу понять, что данный человек страдает от той или этой болезни, если вы не знаете, как взяться за непосредственное лечение этой болезни, вам следует начать с периферии, укрепляя мышцы, расположенные далеко от пораженной болезнью области. Убедившись, что повсюду вокруг - сверху, снизу, с боков мышцы укреплены, постепенно переходите к работе с пораженной областью. Поступая таким образом, вы не подвергаете ученика риску. Если поврежден поясничный отдел позвоночника, вам следует заняться упражнениями шейного отдела позвоночника, копчика, крестцово-подвздошной области. Только после этого вы можете приступить к работе с пораженной областью. Если вы в таких случаях начнете работать напрямую с поясничным отделом позвоночника, вы не только рискуете, но и подрываете свой авторитет, нанося вред благородным ценностям и благам искусства йоги.
Опытный учитель йоги воздействует непосредственно на пораженную область только если болезнь возникла недавно, но в случае застарелых заболеваний учитель подходит к больному органу через другие части тела. Сначала он оздоровливает другие части тела и лишь потом приближается к пораженной части, чтобы, в свою очередь, исцелить ее. Именно таким образом нужно обучать йоге с целью лечения.
Я изложил здесь лишь общие идеи; я не могу давать детальные рекомендации для конкретных случаев. Нужно наблюдать и учиться под руководством опытного учителя, а затем работать с максимальной осторожностью.
Искусство осторожности
Многие книги по йоге описывают специальные очистительные методики, которые называются крийями. Но если вы внимательно прочтете "Хатха-Йогу Прадипику", то обнаружите, что о них говорится как о терапевтических методах, но они не являются частью йоги. Крийи применяют при болезнях, которые невозможно вылечить другими способами, однако перед тем, как прибегнуть к этим крайним средствам, необходимо попробовать применить множество других. Крийи подходят не каждому человеку. В современной медицине также существуют радикальные методы, например кортизон, который применяется, если какие-либо иные методы лечения бессильны. Подобным образом в древности, когда другие методы не помогали, для лечения применяли крайние средства в виде крий, однако при этом всегда помнили, что здоровому человеку такие средства применять не следует.
В "Хатха Йога Прадипике" говорится, что результатов, которые приносят крийи, можно достичь также и с помощью асан и пранаямы. В наши дни многие люди думают, что хатха-йога это то же самое, что крийи. Но это совсем не так. Хатха-йога состоит из асан, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхияны и самадхи. Крийи это нечто совсем другое, и они предназначены для случаев особых болезней.
Некоторые люди очищают внутренние полости тела, с помощью воды, или шнура, или куска ткани - эти крийи называются, соответственно, джала-нети, сутра-нети и дхаути. Но я делаю прана-нети, или очищение, при помощи дыхания, практикуя пранаяму. Зачем мне использовать механические средства, если сама природа снабдила меня нитью дыхания? Именно поэтому я говорю, что совсем не обязательно проводить сутра-нети, джала-нети и дхаути.
Если вы частично или полностью заглотили кусок ткани, но он был недостаточно чистым, и у вас в желудке началось воспаление, кого в этом винить? Совсем немногие люди способны овладеть техникой заглатывания ткани или втягивания воды из ведра через анальное отверстие. Природа обеспечила нас естественной системой йоги, которая сильно отличается от подобных техник. Вот почему древние тексты говорят о них как о крайних средствах, применимых только в исключительных случаях и не для каждого. Если вы хотите сами это прочитать, загляните в главу 2, 21 "Хатха Йога Прадипики".
Если вы посадили саженец, вы можете наблюдать, как он растет. Но если каждый день вы будете вырывать его и пересаживать на новое место, растение погибнет. Аналогичным образом