Б К С Айенгар

ПРАНАЯМА ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

(Sparsa) — тонкий элемент (танматра) прикосновения. Срота (Srota) — быстрое течение. Также канал питания в теле.

Стхирата (Sthirata) — прочность, устойчивость, надежность, стойкость, постоянство, стабильность.

Стхита праджня (Sthita prajna) — устойчивый в суждении или мудрости, свободный от всяких иллюзий,

Стхула шарира (Sthula saira) — глубокое (стхула) тело (шарира), материальное или бренное тело, которое со смертью разрушается,

Стьяна (Styana) — вялость, леность.

Сукшма шарира (Suksma sarira) — тонкое тело, осуществляющее дыхание: вдох и выдох.

Сукшма (Suksma) — тонкий.

Сурья бхедана пранаяма (Surya bhedana pranayama) — проникновение или прохождение через (бхедана) солнце Здесь вдох производится через правую ноздрю, откуда начинается пингала нади, или сурья нади. Выдох производится через левую ноздрю, откуда начинается ида нади или чандра нади.

Сурья нади (Surya nadi) — нади солнца. Другое название для пингаланади.

Сурья чакра (Surya chakra) — нервное сплетение, расположенное между пупком и сердцем.

Сурья (Surya) — Солнце.

Сушумна нади (Susumna nadi) — основной энергетический канал, расположенный внутри позвоночного столба.

Сушупти-авастха (Susupti-avastha) — состояние ума во время сна без сновидений.

Тадасана (Tadasana) — стоячая поза, в которой человек стоит прочно и прямо, как гора (тада).

Тайттиртйо Упанишада (Taittirtyopanisad) — название одной из основных упанишад.

Тамас (Tamas) — темнота или невежество, одно из трех качеств или составляющих всего сущего в природе.

Тамасический (Tamasic) —обладающий качеством темноты или невежества (тамас).

Танматра (Tamnatra) — тонкие элементы, а именно, сущности звука (шабда), прикосновения (спарша), формы (рула), вкуса (раса), и запаха (гандха). Это — тонкие объекты чувственных способностей (органов восприятия — индрий), а именно, способности слышать (шрота), ощущать (твак), видеть (чакшу), чувствовать вкус (расана) и запах (гхрана).

Тантра (Tantra) — группа трактатов, обучающая магическим и мистическим формулам.

Тануманаса (Tanumanasa) — исчезновение ума.

Талас (Tapas) — огненное напряжение, которое влечет за собой очищение, самодисциплину и аскетизм Таттватрайя (Tattva-traya) — три основных элемента, именно: а) бытие (сат), б) небытие (асат) ив) высшее бытие, Творец всего (Шивара).

Таттва (Tattva) — сгаковость». Истинный или первоначальный принцип, элемент или первичная субстанция. Действительная природа человеческой души или материального мира и Высший Универсальный Дух, пронизывающий Вселенную

Таттвамаси (Tattvamasi) — ты есть то Теджас (Tejas) — блеск, великолепие, величие.

Тратака (Trataka) — внимательное непрерывное глядение на объект

Турьявасгха (Turujavastha) — четвертое состояние души, объединяющее и, более того, превосходящее три других состояния — бодрствования, состояние грез и сна. Состояние самадхи

Тьяги (Tyagi) — тот, кто отрекся.

Уд (Ud) — вверх, больше, расширение.

Удана вайю (Udana vayu) — один из витальных ветров, который пронизывает все человеческое тело, наполняя его жизненной энергией. Он обитает в полости грудной клетки и контролирует потребление воздуха и пищи.

Уддалака (Uddalaka) — имя мудреца, который дал своему сыну Шветакету наставления, открывающие дверь ко всем знаниям. Эти наставления образуют часть Чандогь-япанишады

Удджайи (Ujjayi) — Вид пранаямы, в которой легкие полностью расширены и грудная клетка выпячена, как у гордого победителя.

Уддийяна (Uddiyana) — одна из бандх (замков или печатей). В ней диафрагма поднимается по направлению к верхней части грудной клетки, и абдоминальные органы оттягиваются назад к позвоночнику Посредством уддийяны великая птица прана (жизнь) понуждается к полету вверх через сушум ну

Упанишады (Upanisads) — слово происходит от приставки «упа» (возле, около) и «ни» (вниз), добавленных к корню «сад» (сидеть) Это означает сидеть у ног или возле гуру, чтобы получить духовное наставление Упанишады — это философская часть Вед, самой древней священной литературы Индии, рассказывающей о природе человека и вселенной, о союзе индивидуальной души, или самости, с Всеобщей Душей

Упа-прана вайю (Upa-prana-vayu) — Пять вспомогательных (упа) витальных ветров (прана вайю): нага (naga), который облегчает абдоминальное давление посредством отрыжки; курма (kurma), который контролирует движения век, препятствуя попаданию в глаза инородных тел или слишком яркого света; крикара (krkara), который препятствует попаданию инородных тел в носовую полость и горло, вызывая чихание и кашель; девадатта (devadatta), который обеспечивает