тот, кто превзошел или преодолел три гуны — саттву, раджас и тамас.
Гуна (gunа) — качество, составная часть или компонент природы. Одна из трех составных частей космической субстанции (пракрита), освещающая (саттва), активизирующая (раджас) и сдерживающая( тамас).
Гхата (ghata) — большой глиняный кувшин для воды; напряженное усилие.
Гхатавастха (ghatavastha) — вторая ступень (авастха) пранаямы, описываемая в Шива Самхита, где тело подобно глиняному кувшину (ахата), который необходимо закалить в огне пранаямы, чтобы достичь постоянства.
Гхеранда Самхита (Gheranda Samhita) — классический труд по хатха-йоге.
Дайргхъя (dairghya) — горизонтальное расширение.
Дала (dala) — большое количество
Даршана (darsana) — видение, умение распознавать. Также философская система.
Даурманасья (daurmanasya) — отчаяние.
Двара-пала (dvara-pala) — страж или хранитель (пала) ворот (двара)
Двеша (dvesa) — отвращение, ненависть, враждебность
Девагатта вайю (devagatta vayu) — один из витальных газов, который обеспечивает поступление наружного кислорода в утомленное тело, вызывая зевоту.
Дета (desa) — место или состояние.
Джабали (Jabali) — имя мудреца, сына Джабалы, служанки. В детстве он узнал, что его происхождение неизвестно, и был взят в ученики мудрецом Гаутамой, на которого он произвел впечатление своей невинностью и прадивостью. Гаутала дал ему имя Сатьянама-Джабали (сатьянама — любящий истину, Джабали — сын Джабалы).
Джагрита (jagrta) — бдительный, бодрствующий.
Джагритавастха (jagrtavastha) — состояние (авастха) бдительности, пробужденности.
Джагрити (jagriti) — бдительность, пробужденность. Джайя (jaya) — победа, успех.
Джала (jala) — сеть, решетка. Также скопление, множество, масса.
Джаландхара бандха (j aland ha ra bandha) — джаландхара — это поза, где шея и горло вытянуты и подбородок находится в ямке между ключицами на верхушке грудной кости, стимулируя фарингиальное сплетение.
Джаниндрийя (jnanendriya) — органы чувств: знания, слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния.
Джапа (japa) — молитва
Джатарагни (jataragni) — пищеварительный огонь
Джваланти (jvalanti) — ярко горящий, блистающий. Дживатма (jivatma) — индивидуальная или личная душа.
Джива (jiva) — живое существо, творение. Индивидуальная душа, как отделенная от всеобщей души.
Дживана мукта (jivana mukta) — человек, освобожденный в течение своей жизни посредством истинного знания Высшего Духа
Джитендрийя (jitendriya) — тот, кто победил свои страсти или подчинил себе свои чувства
Джнана марга (jnana marga) — путь знания, следуя по которому человек достигает реализации.
Джнана мудра (jnana mudra) — жест руками, в котором указательный палец и кончик большого пальца соединяются, в то время, как остальные три пальца выпрямлены. Этот жест — символ знания (джнана). Указательный палец — символ индивидуальной души, большой палец означает Высшее Всеобщее, а союз этих двух — символизирует истинное знание
Джнана чакшу (jnana chaksu) — глаз (чакшу) интеллекта, умственный глаз, интеллектуальное видение (в противовес глазу плоти)
Джнана (jnana) — священное знание, полученное в медитации на высшие истины религии и философии, которое учит человека, как понять свою природу.
Доша (dosa) — ошибка или дефект, пагубное свойство, растрой-ство трех жидкостей тела.
Дукха (duhkha) — страдание и боль
Дхамана (dhamana) — дыхание, имитирующее работу кузнечных мехов
Дхамани (dhamani) — трубчатый орган или проток внутри физического или тонкого тела, по которому передается энергия в различных формах.
Дхананджайя вайю (dhananjaya vayu) — один из витальных газов, которые остаются в теле даже после смерти и иногда вызывают распухание трупа
Дхарана (dharana) — концентрация или полное внимание. Шестая ступень в йоге, описанной Патанджали
Дхарма Кшетра (dharma Ksetra) — название поля, места, где разыгралась великая битва между кауравами (Kauravas) и Пандавами (Pandavas) в войне Махабхарата Это — поле сражения, где Кришна изложил Бхагавад-Гиту принцу рода Пандавов — Арджуне и убедил его исполнять свои обязанности воина
Дхарма (dharma) — образована от корня «dhr», означающего поддерживать, сохранять, содействовать, подкреплять; дхарма означает религию, закон, моральные качества, праведность, добрые дела. Это свод законов поведения, который поддерживает душу и порождает добродетель, моральные или религиозные качества, ведущие к развитию человека. Дхарма рассматривается как одна из четырех Целей человеческого существования.
Дхату (dhatu) — элемент. Склонность или тип тела, подобно вата (vata — ветер)