содхана Iib 8 — 10 Важные ступени в четвертом курсе Анулома IIIb, Пратилома IIIb, сурья бхедана III, чандра бхедана III и нади содхана IIb.
c161 до 170 Повторите все важнейшие пранаямы предыдущих курсов.
ПЯТЫЙ (ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЙ) КУРС
Недели Пранаяма Ступени Время в минутах с 171 до 175 Нади содхана Ib 8 — 10 Удджайи XIII 10 Анулома VIIIa 10 с 176 до 180 Вилома IX 10 Пратилома IVa 10 с 181 до 185 Нади содхана IIIa 10 Анулома Vlllb 10 Удджайи XII (лежа) 8 с 186 до 190 Сурья бхедана IV 10 Нади содхана IIIb 15 Удджайи II (лежа) 8 с 191 до 195 Чандра бхедана IV 10 Иратилома IVb 10 Вилома II (лежа) 8—10 с 196 до 200 Нади содхана IVa 10 Нади содхана IVb 10 Удджайи II (лежа) 10 Важные ступени в пятом курсе Сурья бхедана IV, чандра бхедана IV и нади содхана
НЕДЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Понедельник Нади с одхана Ib 15 — 20 Удджайи XI 15—20 Савасана 10 Вторник Вилома V и VI 15—20 Сурья бхедана II и III 15—20 Савасана 10 Среда Нади содхана IIb 15—20 Анулома VIIb 15—20 Савасана 10 Четвер! Чандра бхедана II и III 15—20 Пратилома IIIb 15—20 Савасана 10 Пятница Удджайи VIII 20 Нади содхана IVb 20 Савасана 10 Суббота Вилома VII 10 Нади содхана Ib 20 Савасана 10 После окончания главных пранаям перед ншвасаной в тече ние двух-трех минут может выполняться бхастрика При этом можно регулировать величину носовых проходов, но это не обязательно
Глоссарий
А — отрицательная частица, означающая «не», как в слове «ненасилие».
Абхайя (abhaya) — свобода от страха.
Абхинивеша (abhinivesa) — любовь к жизни и страх быть отсеченным от всего сущего смертью.
Абхьяса (abhyasa) — постоянное обучение и регулярная практика.
Авастха (a vast ha) — ступень или состояние ума.
Авидья (avidya) — неведение особенно в духовном смысле.
Авирати (avirati) — чувственность.
Агарбха дхьяна (agarbha dhyana) — гарбха означает плод (зародыш) Дхьяна означает — медитация Дхьяна — это седьмая ступень йоги, описанной Патанджали В медитации начинающему дается мантра (священное изречение или молитва), чтобы привести блуждающий ум к состоянию устойчивости и удержать его от мирских желаний. Это известно как сабиджа или сагарбха (са — с, вместе; биджа — семя; гарбха — зародыш) дхьяна. Сидение в медитации без произнесения мантры называют нирбиджа или агарбха дхьяна. Приставки «нир» и «а» означают отсутствие чего-либо, приставка «а» означает «без».
Агни (agni) — огонь или переваривающая способность.
Аджна чакра (ajna chakra) — нервное сплетение, расположенное между бровями, местопребывание власти (аджна — власть)
Ади Шеша (Adi Sesa) — первобытный змей, по преданию
имевший тысячу голов, обычно изображаемый как образующий ложе Вишну или поддерживающий вечный мир своей головой.
Адхама (adharaa) — самый низкий, наихудший Адхамадхама (adhamadhama) — нижайший из низкого Адхамамадхьяма (adhamamadhyama) — низшее из среднего Адхамоттама (adhamottama) — низшее из лучшего Адхара (adhara) — поддержка.
Акаша (akasa) — небо, эфир (как пятый элемент), свободное пространство.
Алабдха Бхумикатва (alabdha Bhumikatva) — неудача в достижении твердой основы или постоянства в практике, ощущение невозможности увидеть реальность.
Аламбуса нади (alambusa nadi) — название одной из нади — трубчатых органов тонкого тела, по которым течет энергия. Считается, что аламбуса соединяет рот и анус.
Аласья (alasya) — лень, медлительность, апатия.
Аманаскатва (amanaskatva) — цель йоги — постепенно сублимировать ум и интеллект Когда внутренние эмоциональные колебания ума устранены, появляется опыт состояния манолая (манас — ум, лая — погружение), где ум свободен от неустойчивости, растворен и слит с самостью, подобно реке, впадающей в море, достижение самоидентификации на эмоциональном уровне. Когда интеллект контролирует ситуацию и не позволяет вторгающимся мыслям беспокоить себя, испытывается состояние аманаскатвы — бытия без органа желаний или мыслей. Это состояние интеллектуальной ясности (Аманаскатва — состояние (тва) бытия без органа желаний или мыслей (аманас-ка)).
Анавастхитаттва (anavasthitattva) — невозможность продолжать практику, ощущение, что она больше не является необходимостью, когда ищущий верит, что достиг высшего состояния самадхи
Ананда (ananda) — счастье, радость, блаженство.
Анандамайя коша (anandamaya kosa) — оболочка (коша) блаженства (ананда), окружающая душу
Анахата чакра (anahata chakra) — нервное сплетение, расположенное в области сердца
Анна (anna) — пища (в широком смысле) Также пища — как представляющая низшую форму,