Б К С Айенгар

ПРАНАЯМА ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

незатрагиваемый действиями  и  реакциями,  свободный от переживания радости  и печали.

4. Это привело человека к поискам высшего идеала, воплощенного в совершенном Пуруше, или Боге Таким образом, Сущность, которую человек назвал Ишвара, Господь, гуру всех гуру, стал центром его внимания, концентрации и медитации, В этом фундаментальном поиске достижения Его человек изобрел свод законов поведения, следуя которым он мог жить в мире и гармонии с природой, собратьями и собой.

5. Он научился разграничивать добро и зло, добродетель и порок, что морально, а что аморально. Затем возникла обширная концепция правильного действия (дхарма), или наука долга. Доктор С Радхакришнан писал, что «именно Дхарма защищает, поддерживает, является оплотом» и служит человечеству проводником к высшей жизни независимо от расы, касты, класса или вероисповедания.

6. Человек осознал, что ему следует сохранять тело здоровым, сильным и чистым для того, чтобы следовать Дхарме и испытать божественность в самом себе. Индийские провидцы в своих поисках света представили самую сущность Вед в Упанишадах и Дар-шанах (зеркалах духовного восприятия). Даршаны, или школы, следующие: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, пурва миманса и ут-тара миманса.

7. Санкхья гласит, что все творение происходит как продукт двадцати пяти основных элементов (таттв), но не признает Создателя (Ишвару). Йога признает существование Творца. Ньяя делает акцент на логике и преимущественно занимается законами мышления, полагаясь на причину и аналогию. Она принимает Бога как результат логического заключения. Вайшешика делает ударение на таких представлениях как пространство, время, причина и материя и является дополнением к ньяя. Положения вайшешики подтверждают взгляд ньяи на Бога. Миманса берет свое начало в Ведах и имеет две школы — пурва миманса, которая занимается основной концепцией Божества, но делает акцент на важности действия (кармы) и ритуалах, и уттара миманса, которая принимает Бога на основе Вед, но делает специальное ударение на духовном знании (джнана)

8. Йога — это союз индивидуальной самости (дживатма) с Самостью (Параматма)  Философия санкхьи — теоретическая, в то время как йога — это практика Санкхья и йога, соединенные, дают динамическое описание системы мышления и жизни Знание без действия и действие без знания не помогут человеку. Они должны быть слиты воедино. Потому санкхья и йога идут вместе.

9 В соответствии с йогой, Яджнавалкья Смрити, Творец (Брахма), выступающий как Хираньягарбха (Золотой Зародыш), был истоком системы йоги, направленной на здоровье тела, контроль ума и обретение мира Система впервые была детально изложена и записана Патанджали в его «Йога Сутре», или афоризмах. Они скорее директивные, чем логические и описательные, проливающие свет на средства и конечную цель. Когда все восемь дисциплин йоги собраны воедино и практикуются, йогин испытывает единство с Творцом и утрачивает свою тождественность с телом, умом и самостью. Это — йога слияния (самьяма)

10. «Йога Сутра» состоит из 195 афоризмов, разделенных на четыре главы. Первая рассматривает теорию йоги. Она предназначена для тех, кто уже достиг уравновешенного ума и определил, что он должен делать, чтобы поддержать эту уравновешенность. Вторая глава, посвященная искусству йоги, дает начинающему введение в практику. Третья глава описывает внутреннюю дисциплину и силы (сиддхи), которые он приобретает. Четвертая, и последняя глава рассказывает о свободе или освобождении от оков этого мира

11. Слово «йога» происходит от санскритского корня «юдж», который означает соединяться, переплетаться, приобщаться и впрягаться в ярмо, направлять и концентрировать внимание с целью использовать его в медитации. Йога, следовательно, — это искусство, которое приводит непоследовательный и рассеянный ум к состоянию, в котором он способен отражать и мыслить согласованно. Это и есть причастность человеческой души к Божественности.

12. Наследие природы человеку — три характеристики, или качества (гулы), а именно: ясность (саттва), деятельность (раджас) и инерция (тамас). Установленный на колесе времени (калачакра: кала — время, чакра — колесо), подобно горшку на гончарном круге (кулалачакра), человек формируется и трансформируется в соответствии с изначальным соотношением этих трех фундаментальных взаимопереплетенных характеристик

13 Человек наделен умом (манас), интеллектом (буддхи) и это (ахамкара), вместе известными как сознание (читта), которое есть источник мышления, понимания и действия По мере того как поворачивается колесо