погружается в бесконечное. Это самадхи, беспредельная цель йогина
Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме
Когда дыхание устойчиво» устойчив и ум, неустойчиво дыхание - неустойчив ум. Следовательно, следует контролировать дыхание.
Хатха-Йога Прадипика, гл. 112.
1. Говорят, что у дерева жизни корни находятся вверху, а ветви - внизу, так же и у человека, - его нервная система пускает свои корни в мозгу Спинной мозг это ствол, спускающийся через позвоночник, а нервы отходят от головного мозга в спинной мозг и разветвляются по всему телу.
2. Искусство сидения в пранаяме детально объясняется в гл. II, в которой описывается ментальная подготовка, необходимая садхаке для практики пранаямы.
3 Артерии, вены и нервы - это каналы (нади), служащие для циркуляции и распространения энергии по всему телу. Тело тре нировано практикой асан, которые сохраняют каналы свободны ми от препятствий потоку праны. Энергия не излучается во все тело, если нади засорены. Если нервы не в должном порядке, невозможно сохранить устойчивость, если не достигнута устойчивость, практика пранаямы невозможна. Если нади потревожены, истинная природа человека и сущность вещей не могут быть постигнуты
4. Практика асан укрепляет нервную систему, а практика ша-васаны успокаивает взволнованные нервы. Когда нервы сильно расстроены, то же происходит и с умом. Когда нервы напряжены, напряжен и ум Пока ум не расслаблен, молчалив и восприимчив, практика пранаямы невозможна.
5. В поисках спокойствия современный мир стал интересоваться благами, которые дают медитация и древнее искусство пра наямы Обе дисциплины сперва пленяют, завораживают, но по прошествии времени оказывается, что они не только очень трудны в изучении, но и очень утомительны и требуют постоянного повторения, так как прогресс происходит очень медленно. С другой стороны, практика асан привлекает и впитывает все внимание, так как разум сосредоточен и занят в контроле различных частей тела. Это но рождает радостное чувство. В пранаяме внимание вначале сосредоточено на двух ноздрях, синусовых проходах, грудной клетке, позвоночнике и диафрагме. Таким образом, разум не может быть отвлечен к другим частям тела. Следовательно, пранаяма не может стать всепоглощающей, пока ум и тело учатся воспринимать поток дыхания; месяцы или годы могут пройти без большого прогресса; однако искренними, непоколебимыми усилиями и упорством ум садхаки становится восприимчивым к регулируемому потоку дыхания. Затем он начинает испытывать аромат и красоту пранаямы, и спустя годы практики, он сможет по достоинству оценить ее тонкость.
6. Для осуществления пранаямы есть два важнейших условия устойчивый (ачала) позвоночник, и спокойный (стхира), но бодрый ум. Следует, однако, иметь в виду, что ге, кто чрезмерно отклоняют спину назад, могут иметь гибкий позвоночник, но не смогут долго сохранять это положение; другие чрезмерно вытягиваются вперед, могут сохранять устойчивое положение тела, но не смогут сохранить спокойствие внимательность ума. При отклонении тела назад легкие расширены, тогда как при отклонении вперед они не смогут расширяться. Садхака должен найти равновесие между этими двумя положениями так, чтобы позвоночник оставался устойчивым, а ум - - бдительным и неколеблющимся,
7. Практика пранаямы не должна быть механической. Мозг и ум должны сохранять бодрость, чтобы исправлять и выверять положение тела и течение дыхания от момента к моменту. Садхака не может практиковать пранаяму усилием воли, не должно быть никакой навязчивой дисциплины Важнейшими факторами являются полная восприимчивость ума и интеллекта
8. В пранаяме взаимоотношения между читтой (ум, интеллект и эго) и дыханием подобны взаимоотношениям между матерью и ее ребенком. Читта — это мать, а прана — ребенок. Как мать с любовью лелеет ребенка, заботится и жертвует собой, так и читта должна лелеять прану.
9. Дыхание подобно бурной реке, которая, будучи обуздана плотинами я каналами, обеспечит в изобилии энергией. Пранаяма научит садхаку, как обуздать энергию дыхания, чтобы обеспечить жизненность и мощь.
10 Однако Хатха-Йога Прадипика (гл 2, 16 - 17) предупреждает как дрессировщик медленно приручает льва, слона или игра, так и садхака должен овладевать контролем за дыханием постепенно, иначе оно разрушит его. Надлежащей практикой Праная-мы все болезни излечиваются или контролируются. Неправильная практика же ведет к усилению всех видов дыхательных нарушений, таких как кашель, астма, боли в глазах, ушах и голове.
11. Устойчивость ума и дыхания взаимодействуют