Б К С Айенгар

ПРАНАЯМА ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

и функции.

5. Шива Самхита упоминает 350000 нади, из которых наиболее важны четырнадцать Эти четырнадцать и еще некоторые каналы и их функции приведены в таблице Три важнейших канала — это сушумна, ида и пингала

6. Сушумна, проходящая через центр позвоночника, расщепляется в корне и завершается на макушке тысячелепестковым лотосом (сахасрара), который есть местопребывание огня — агни Варахо Упанишада (V , 29,30) описывает его как ярко горящий и сверкающий — джваланти, как воплощенный звук — надарупини Он также называется «Поддерживающий Вселенную» — вишвад-харини (винта — вселенная, дхарини — поддерживающий), Брах-манади и отверстие Брахмы — Брахмарандхра Это свет, ясность — сатгва Он приносит наслаждение и восторг садхаке, и когда прана входит в него, он поглощает время

Таблица Нади, начинающихся из Канда, ниже пупка

Пор ном Нади Расположение -впкм. - Точка окончания Функция 1 Сушумн, Центр

Позвоночника Макушка Агни Огонь (саттва) 2 Ида Слева от I Левая ноздря Чандра 3 Пингала Справа от 1 Правая ноздря Сурья 4 Гандхари Справа от 2 Левый глаз Зрение 5 Хастид жихва Впереди 2 Правый глаз Зрение 6 Пуша Позади 3 Правое ухо Слух 7 Ясашвини Перед 3 -Между 4 и 10 Левое ухо и большой палец левой ноги   8 Аламбуса Разветвляется ко рту и анусу     9 Куху Впереди 1   Очищение желудка 10 Сарасвати Позади 1 Язык Контролирует речь и не допускает болезней в абдоминальных органах 11 Варуня Между

7и9 Протекает по всему телу Выводит мочу 12 Вишвод хари Между 5и9   Усваивает пищу 13 ПаАясвини Между 6x10 Большой палец правой ноги   14 Самкхини Между 4 и 10 Гениталии Переносит эссенцию пищи 15 Субха       16 Каушики   Большие пальцы ног   17 Сура   Между бровями   18

  Рака

   

   

  Порождает голод и жажду; собирает слизь

в синусах 19 Курма     Стабилизирует тело и ум 20 Виджнана

Нади   Сосуды сознания    

Нади, начинающиеся в сердце

7.  Согласно Катхо Упанишаде (VI, 16, 17) и Прасно Упани-шаде (III, 6), Атма, о которой говорится, что она имеет величину большого пальца руки, пребывает в сердце, от которого отходят лучами сто одна нади. В Чандогья Упанишаде (III, 12,4) говорится, что подобно тому, как внешним покровом человека является его физическое тело, его внутренний центр — хридайям — сердце (VIII, 3.3), где и пребывает Атма. Его также называют антаратма (душа, сердце или ум), антакарана (источник мысли, чувств и сознания) и чидатма (способность к размышлению и сознанию)

8. Здесь говорится как о физическом, так и о духовном сердце. Все витальные дыхания или ветры (вайю) находятся здесь и не выходят за пределы сердца. Именно здесь прана стимулирует действия и активизирует разум (праджня)   Разум становится источником мышления, воображения и воли. Когда ум контролируется, а интеллект и сердце объединяются, тогда раскрывается самость (Швето Упанишада, IV, 17)

9 Из каждой 101 нади исходят 100 более тонких нади, каждая из которых разветвляется на другие 72000. Если существует гармония между пятью ветрами (вайю), а именно: прана, апана, удана, вьяна и самана и этими нади, тогда тело становится небесами на земле; но если между ними существует дисгармония, то оно становится полем битвы болезней.

10. Из 101 нади только читра разделяется на две части у основания сушумны. Одна часть читры движется внутрь сушумны, достигая вверху отверстия (рандхра) Брахмы на макушке головы над сахасрара-чакрой. Это — врата к Высшему Духу (Парабрахма-ну). Другая часть читры движется вниз по направлению к половым органам для того, чтобы высвободить семя. Считается, что в момент смерти йоги и святые сознательно покидают тело через Брахмарандхру. Но, так как это отверстие находится в духовном или причинном теле — карана шарира, его нельзя увидеть или измерить. Когда прана поднимается вверх по читре через чакры, она приобретает сияние (оджас), творческую энергию, дремлющую в семени. Читра преображается в Брахма нади или пара (высший) нади. Тогда садхака становится тем, кто сублимировал свое сексуальное влечение (урдхва-ретас)  и свободен от всех желаний

Дхамани и Сира

11. Нади, дхамани и сиры, представляют собой трубчатые органы или каналы внутри физического и тонкого тел, проводящие энергию в разных формах. Слово «дхамани» произошло от «дхамана», означающего пару кузнечных мехов. Наиболее близкой аналогией может служить апельсин. Его кожура изображает плотное (стула) тело, пленки — тонкое (сукшма), а дольки, содержащие сочную мякоть — соответственно причинное тело (карана). Нади проводят воздух, дхамани — кровь, а сиры распределяют жизненную воспроизводящую энергию