сознание.
Шабда (Sabda) — звук, слово.
Шавасана (Savasana) — поза мертвеца. В этой асане человек напоминает труп. Когда жизнь покидает тело, оно становится покоящимся, невозможно никакое движение. Сохраняя некоторое время тело в неподвижности, а ум — в покое, но полностью сознательным, человек учится расслабляться. Это сознательное расслабление придает мощь и освежает тело и ум. Ум труднее сохранить спокойным, чем тело Поэтому эта, легкая с виду поза — одна из самых трудных для освоения.
Шава (Sava) — мертвое тело, труп.
Шакти чалана (Sakti chalana) — власть божественной энергии кундалини.
Шакти (Sakti) — Сила, энергия, способность, мощь, явленные способностью сознания к действию. Шакти изображается как женский аспект Предельного Принципа и обоготворяется как жена Шивы.
Шанкарачарья (Sankaracharya) — почитаемый учитель доктрины Адвайта (недвойственность). В течение короткой жизни, продолжавшейся всего около тридцати двух лет, он написал авторитетные комментарии, множество философских поэм и основал четыре монастыря (матхи), в Шрингаре на юге, в Бадринатхе на севере, в Пури — на востоке и в Двараке — на западе.
Шарангати (Saranagati) — предаваться, находить прибежище.
Шарира джнана (Sarira jnana) — знание тела. Один из результатов медитации — совершенное понимание трех систем или типов тела (шарира) и пяти оболочек (кош)
Шарира (Sarira) — тело, окружающее душу. Согласно философии Веданты существуют три системы или типа тел (шарира), состоящие из пяти взаимопроникающих и взаимозависимых оболочек (кош). Три шариры следующие: а) стхула, грубое тело, состоящее из анатомической оболочки питания (аннамайя коша); в) сукшма, тонкое тело, состоящее из физической оболочки (пранамайя коша, включающая дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную, эндокринную, экскреторную и половую системы), психологическую оболочку (маномайя коша, управляющая функциями сознательности, ощущения и мотивации, не зависящих от субъективного опыта), и интеллектуальной оболочки (виджнянамайя коша, затрагивающая интеллектуальные процессы обоснования и суждения, происходящих из субъективного опыта), с) кара на, каузальное или причинное тело, включающее в себя духовную оболочку блаженства (анандамайя коша).
Шастра (Sastra) — какие-либо наставления или правила, книга или трактат, особенно религиозный или научный, священная книга или сочинение божественного происхождения Слово шастра обычно ставят после слова, означающего предмет книги или употребляется в общем, после названий разделов знаний, например, Йога шастра, труд по философии йоги или основа учения о предмете йоги
Шат-Чакра-Нирупана (Sat-Charka-Nirupana) — название текста Йоги, рассматривающего кундалини шакти и ее восхождение от муландхары к сахасрару, пронизывающее на своем пути шесть (шат) чакр
Шауча (Saucha) — чистота, непорочность
Шваса-прашваса (Svasa-prasvasa) — вдыхание и выдыхание; вдох и выдох.
Шветакету (Svetaketu) — сын мудреца Уддалаки, который дал ему наставление, несущее в себе ключ ко всем знаниям Их диалог образует часть Чандогья Упанишады
Шветашвета-ро Упанишада (Svetasveta-ropanisad) — название одной из основных Упанишад
Шива Свародайя (Siva Svaradaya) — текст по Хатха-Йоге
Шива самхита (Siva Samhita) — классический текст по Хатха-Йоге
Ширсасана (Sirsasana) — удержание равновесия, стоя на голове Шисья (Sisya) — ученик, последователь Шлесма (Slesma) — флегма
Шравана (Sravana) — слушание, первая ступень самовоспитания Шри (Sri) —благоприятный, великолепный
Шубха (Subha) — хороший, доброжелательный, также название нади
Шубхичха (Subhechha) — хорошее желание или намерение (ичха)
Шукра (Sukra) — семя; мужской
Шуньявастха (Sunuavastha) — состояние (авастха), в котором успокоены внутренние эмоциональные колебания Это негативное состояние пассивности, когда ум пуст (шунья)
и, свободный от колебаний, растворяется и сливается с самостью, теряя свою отдельность, подобно реке, впадающей в море
Шунья деша (Sunya desa) — безлюдное или уединенное место Состояние одиночества
Шунья (Sunya) — пустой, свободный, одинокий, безлюдный, несуществующий, незаполненный, ничто
Шура нади (Sura nadi) — название нади, расположенной между бровями
Экагра (Ekagra) — (эка — один; agra — передний) Фиксированный только на одном объекте или точке; исключительно внимательный, когда все умственные способности сосредоточены на единственной точке
Юдж (Yuj) — соединять, сочетать, сосредотачиваться Ягна (Yagna) — Ритуал или жертвование
Яджнавалкъя (Yajnavalkya) — имя мудреца, автора свода законов Он был духовным