- духовный мир реален, а призрачный материальный мир лишь выглядит реальным. Следует уяснить, что реально существующее - это то, что никогда не подвергается уничтожению. По сути дела, реальность означает вечность. И потому материальные удовольствия, временные по природе, не являются подлинными; истинное блаженство существует в Кришне. Отсюда следует, что человек, ищущий реальных ценностей, не станет прельщаться временными удовольствиями этого призрачного мира.
Итак, процесс уничтожения, разрушающий все в материальном мире, не затрагивает вечно существующую духовную природу, и цель человеческой жизни - достичь этого духовного царства. Согласно “Шримад-Бхагаватам” (7.5.31), на те видух свартха-гатим хи вишнум: люди не имеют ни малейшего представления о том, что является для них истинным благом. Они не ведают, что человеческая жизнь предназначена для постижения духовной реальности и подготовки себя к жизни в этой реальности. В материальном мире никто не может жить вечно. Об этом говорят нам все ведические писания. Тамаси ма джйотир гама: “Не оставайся в этом царстве тьмы; иди к свету”. Как сказано в Пятнадцатой главе “Бхагавад-гиты” (15.6):
на тад бхасайате сурйо
на шашанко на паваках
йад гатва на нивартанте
тад дхама парамам мама
“Эта Моя обитель не освещается ни солнцем, ни луной, ни электричеством. Тот, кто достигает ее, никогда больше не возвращается в этот материальный мир”.
Материальный мир - это царство тьмы, и нам приходится искусственно освещать его с помощью электричества, огня и проч. Словом, темнота - свойство материального мира, тогда как духовная природа исполнена света. Там, где солнце, там нет места тьме. Аналогичным образом, в духовном мире все исполнено света, поскольку каждая планета духовного неба излучает свет. Следовательно, там нет тьмы, и нет необходимости в солнце, луне или электрическом освещении. Слово сурйо значит “солнце”, шашанко значит “луна”, а паваках значит “огонь или электричество”. Итак, в духовном мире нет необходимости ни в одном из этих видов освещения. В данном стихе Кришна говорит: йад гатвана нивартанте тад дхама парамам мама - “Такова Моя высшая обитель, и тот, кто достигает ее, никогда не возвращается в этот материальный мир”. В “Бхагавад-гите” об этом говорится неоднократно. Так, в Восьмой главе (Б.-г., 8.21) сказано:
авйакто 'кшара итй уктас
там ахух парамам гатим
йам прапйа на нивартанте
тад дхама парамам мама
“Эту высшую обитель называют непроявленной и безупречной, и она - место высшего назначения. Тот, кто отправляется туда, никогда больше не возвращается обратно. Такова Моя высшая обитель”.
Здесь снова употребляется слово авйакта, “непроявленная”. Слово акшара означает “то, что никогда не уничтожается”, или “то, что является безупречным”. Это значит, что, поскольку высшая обитель является вечной, она не подвергается шести видам изменений, о которых мы говорили выше.
Поскольку в настоящее время мы покрыты одеянием, сотканным из материальных чувств, мы не способны видеть духовный мир, и духовная природа остается для нас непостижимой. И все же мы можем догадываться, что нечто духовное в нас присутствует. Даже тот, кто не имеет никакого знания о духовной природе, способен догадаться о присутстии духовного. Для этого достаточно просто спокойно разобраться, задав себе несколько вопросов. “Что я собой представляю? Есть ли я этот палец? Есть ли я это тело? Есть ли я эти волосы? Нет, я не есть ни то, ни другое. Я - нечто, отличное от этого тела. Что же это? Это что-то духовное”. Рассуждая таким образом, мы можем догадаться или ощутить присутствие духовного внутри материи. Мы можем догадаться, что в мертвом теле дух отсутствует. Если наблюдать, как наступает смерть, можно понять, что смерть наступает тогда, когда что-то покидает тело. Несмотря на то, что мы не способны видеть это своими глазами, мы можем догадаться, что это “нечто” имеет духовную природу. Присутствие духа в материи объясняется в самом начале “Бхагавад-гиты” (2.17):
авинаши ту тад виддхи
йена сарвам идам татам
винашам авйайасйасйа
на кашчит картум архати
“Знай же, что то, что пронизывает все тело, не подвержено разрушению. Никто не в состоянии уничтожить вечную душу”.
Духовное бытие является вечным, тогда как тело преходяще. В данном стихе
сказано, что духовная атмосфера авйакта, непроявленная. Как же, в таком
случае, она может стать доступной нашему восприятию? Именно в этом и
заключается цель сознания Кришны - сделать непроявленное доступным нашему
сознанию. Согласно “Падма-пуране”:
атах шри-кришна-намади
на