Абхай Чаран Бхактиведанта

ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

пребывает во Мне, поклоняясь мне в трансцендентном любовном служении, тот Мне ближе всех в йоге и стоит выше всех”. (Б.-г., 6.47)

В данном стихе ясно сказано, что есть много разных йогов - аштанга-йоги, хатха-йоги, гьяна-йоги, карма-йоги и бхакти-йоги, - и что из всех йогов “тот, кто пребывает во Мне” является величайшим. “Во Мне” значит в Кришне; таким образом, величайший из йогов тот, кто всегда пребывает в сознании Кришны. Такой йог, кто “с великой верой всегда пребывает во Мне, поклоняясь Мне в трансцендентном любовном служении, тот Мне ближе всех в йоге и стоит выше всех”. Таково главное наставление, которое дает Господь в Шестой главе, объясняя принципы санкхья-йоги: тот, кто стремится достичь высшей цели йоги, должен всегда пребывать в сознании Кришны.

Санскритское слово бхаджате, происходящее от корня бхадж (бхадж-дхату) означает “воздавать служение”. А кто воздает служение Кришне, как не Его преданный? В нашем Обществе сознания Кришны преданные служат Кришне бескорыстно, движимые любовью к Кришне. Они могли бы служить в любом другом месте и получать за это сотни долларов в месяц, но их служение, которым они занимаются здесь, - это любовное служение (бхадж), в основе которого лежит любовь к Богу. Преданные занимаются самыми разными видами служения - садоводством, печатанием, приготовлением блюд, уборкой и т.д.  Все их действия связаны с Кришной, и потому они пребывают в сознании Кришны все двадцать четыре часа в сутки. Это и есть наивысшая йога. “Поклоняясь Мне в трансцендентном любовном служении”. Как мы уже говорили, совершенство йоги состоит в том, чтобы удерживать свое сознание в единении с Вишну, или Кришной, Верховным Господом. Даже ребенок может достичь совершенства йоги, просто следуя принципам сознания Кришны. И это не преувеличение; это утверждение авторитетного писания - “Бхагавад-гиты”. Мы не выдумали это утверждение; Сам Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога, говорит об этом в “Бхагавад-гите”.

На самом деле между поклонением и служением есть определенное различие.  Поклонение подразумевает наличие того или иного мотива. Я поклоняюсь другу или какому-нибудь влиятельному человеку, поскольку, если мне удастся доставить ему удовольствие, я смогу получить от этого какую-то выгоду. Те, кто поклоняется полубогам, делают это из корыстных побуждений. В Седьмой главе “Бхагавад-гиты” (7.20) Господь Шри Кришна осуждает такое умонастроение:

камаис таир хрта-джнанах

прападйанте 'нйа-деватах

та там нийамам астхайа

пракртйа нийатах свайа

“Те, чьи умы извращены материальными желаниями, вручают себя полубогам и следуют определенным правилам поклонения, соответствующим их собственной природе”.

Те, кто сбиты с толку вожделением, поклоняются полубогам, движимые корыстными побуждениями; таким образом, когда речь заходит о поклонении, подразумевается, что его совершают из желания получить какую-то выгоду.  Служение, однако, отлично от поклонения, ибо служение совершают немотивированно. Служением движет любовь; так, к примеру, мать служит своему ребенку только из любви к нему. Даже если ее ребенок будет отвергнут всеми, мать не отвергнет его, потому что любит. Бхадж-дхату в этом смысле можно сравнить с материнской любовью, ибо служение совершается немотивированно; служением движет чистая любовь. Это и есть совершенство сознания Кришны.

К этому призывает нас и “Шримад-Бхагаватам” (1.2.6):

са ваи пумсам паро дхармо

йато бхактир адхокшадже

ахаитукй апратихата

йайатма супрасидати

“Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным”.

Йато бхактир адхокшадже. Слово бхакти имеет тот же корень, что и слово бхадж. Критерием религии высшего порядка служит ее способность развить в человеке любовь к Богу. Если мы обращаемся к религии с корыстной целью, надеясь удовлетворить свои материальные запросы, наша религия относится к категории низшего порядка. Мы должны понять, что религией высшего порядка следует считать религию, которая помогает человеку развить в своем сердце любовь к Богу. Ахаитукй апратихата. Такая совершенная религиозная практика должна быть бескорыстной и непрерывной. Это и есть метод йоги, воспользоваться которым рекомендуют нам “Шримад-Бхагаватам” и данная Шестая глава “Бхагавад-гиты”. Этот путь йоги называют сознанием Кришны.

Сознание Кришны практикуют не из желания какой-то выгоды. Преданные