Себя во множество”. Это ведический афоризм. Господь распространяет Себя в материальную энергию, и все материальное мироздание вновь проявляется.
Весь процесс созидания и уничтожения материальных вселенных зависит от вдоха и выдоха Маха-Вишну, так что нам трудно даже представить себе размеры Маха-Вишну. Однако в данном стихе сказано, что Маха-Вишну представляет Собой всего лишь полную часть полной части Кришны, предвечного Говинды. Маха-Вишну входит в каждую вселенную как Гарбходакашайи Вишну, а Гарбходакашайи-Вишну распространяет себя в Кширодакашайи Вишну, и именно эта форма Вишну входит в сердце каждого живого существа. Таким образом, Вишну пронизывает все мироздание. И объектом медитации йога является Кширодакашайи Вишну, форма Вишну, пребывающая в его сердце. Как сказано в последней главе “Бхагавад-гиты” (18.61):
ишварах сарва-бхутанам
хрд-деше 'рджуна тиштхати
брахмайан сарва-бхутани
йантарудхани майайа
“Верховный Господь пребывает в сердце каждого, о Арджуна, и направляет скитания всех живых существ, которые, словно в машине, находятся в теле, созданном из материальной энергии”.
Таким образом, следуя процессу медитационной йоги, йог ищет в своем сердце Кширодакашайи Вишну и, обнаружив эту форму в своем сердце, сосредоточивает на Ней свой ум. Йог должен знать, что эта форма Вишну неотлична от Кришны. Кришна в образе Сверхдуши присутствует в сердце каждого. Более того, нет различия между бесчисленными Сверхдушами, пребывающими в сердцах бесчисленного множества живых существ. К примеру, солнце в небе одно, но оно может отражаться в миллионах сосудов с водой. Или, если спросить у миллионов, и даже триллионов людей, где находится солнце, каждый из них скажет, что оно находится у него над головой. Солнце одно, но его отражениям нет числа. Согласно Ведам, живых существ во вселенной бесчисленное множество, и сосчитать их просто невозможно. Как Солнце может отражаться в безграничном количестве сосудов с водой, так и Вишну, Верховная Личность Бога, может жить в сердце каждого живого существа. Именно эта форма и есть полная часть Кришны, и именно на эту форму в своем сердце медитирует йог.
Тот, кто занят деятельностью в сознании Кришны, уже достиг совершенной ступени йоги. По сути, нет различия между сознающим Кришну преданным, постоянно занятым трансцендентным любовным служением Кришне, и совершенным йогом, погруженным в медитацию на Сверхдушу. Нет различия между йогом, погруженным в самадхи (медитация на форму Вишну в состоянии транса) и сознающим Кришну человеком, занятым различными видами деятельности. Несмотря на то, что преданному Господа, пока он пребывает в этом материальном бытие, приходится выполнять самые разные действия, он, тем не менее, всегда находится в единении с Кришной. Подтверждение этому мы находим в “Бхакти-расамрта-синдху” Шрилы Рупы Госвами: никхиласв апй авастхасу дживан-муктах са учйате. Преданный Господа, всегда действующий в сознании Кришны, естественным образом обретает освобождение. Это подтверждается также в Четырнадцатой главе “Бхагавад-гиты” (14.26):
мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате
“Тот, кто безраздельно посвящает себя преданному служению и не сходит с этого пути ни при каких обстоятельствах, с легкостью преодолевает влияние трех гун материальной природы, достигая, тем самым, уровня Брахмана”.
Таким образом преданный Господа, занятый беспримесным преданным служением, уже преодолел влияние материальных гун природы. Достичь уровня Брахмана значит обрести освобождение. Существует три уровня: телесный уровень, или уровень чувств, уровень ума и духовный уровень. Духовный уровень называют уровнем Брахмана, а того, кто достиг этого уровня, называют освобожденным. В нашем нынешнем обусловленном состоянии мы находимся на телесном уровне, то есть на уровне чувств. Немного выше находятся мыслители, философы, то есть те, кто действует на уровне ума. Но еще выше уровня ума находится уровень освобождения, или уровень осознания Брахмана.
То, что преданный Господа, всегда действующий в сознании Кришны, естественным образом достигает освобожденного уровня осознания Брахмана, подтверждается также и в “Нарада-панчаратре”:
дик-каладй-анаваччхинне
кршне чето видхайа ча
тан-майо бхавати кшипрам
дживо брахмани йоджайет
“Сосредоточивая свое внимание на трансцендентной форме Кришны, кто всеведущ и не подвержен влиянию времени и пространства, человек погружается в мысли о Кришне и, достигая тем самым трансцендентного общения с Ним, обретает