чувственными удовольствиями, забыв о том, что наш долг - занимать свои чувства деятельностью в сознании Кришны.
Позабыв о том, что он - вечный слуга Господа, человек начинает искать объект служения в материальном мире, пытаясь стать слугой общества, страны, мужа, жены, собаки и так далее. Это называется забвением. Что заставляет живое существо забыть о своих отношениях с Богом? Ложные представления, основанные на отождествлении себя со своим материальным телом. Если наше тело появилось на свет в Америке, мы считаем себя американцами. Такие представления навязывают человеку с детства. Если я считаю себя американцем, американское правительство вправе дать мне в руки оружие и приказать: “Сражайся и отдай свою жизнь во имя интересов своей страны”. Таковы телесные представления о жизни. Разумный человек должен понять, что своими страданиями он обязан материальному телу и, уяснив это, должен научиться действовать так, чтобы не продлевать срок своего заключения в материальном мире, воплощаясь, рождение за рождением, в материальном теле. Согласно “Падма Пуране” существует 8 400 000 форм жизни, градация которых определяется степенью материального осквернения сознания. Таким образом, в каком бы теле живое существо не воплотилось, - в теле американца, индуса, собаки или свиньи, - разница между этими формами жизни заключается только в степени материального осквернения сознания. И потому путь йоги начинается с понимания: “Я не есть это тело”.
Первое, чему учит “Бхагавад-гита” - мы должны избавиться от скверны телесных представлений о жизни. Во Второй главе, в ответ на слова Арджуны: “Я не буду сражаться”, Господь говорит ему: “Рассуждая как мудрый, ты вместе с тем скорбишь о том, о чем скорбеть не стоит. Человек, наделенный мудростью, не станет скорбеть ни о живом, ни о мертвом”. (Б.-г., 2.11) Иначе говоря, принимая свое решение, Арджуна руководствовался телесными представлениями о жизни; он не хотел сражаться с родственниками, и по этой причине отказывался принимать участие в сражении. Все аргументы, которые Арджуна привел в оправдание своего нежелания сражаться, не выходили за рамки телесной концепции, и потому, когда Арджуна принял Шри Кришну своим духовным учителем, Господь тотчас строго отчитал его. По сути дела, Господь Шри Кришна сказал Арджуне следующее: “Ты рассуждаешь как умный, но на самом деле несешь вздор, ибо твои рассуждения основаны на телесных представлениях о жизни”. Это сказано не только Арджуне. В современном мире люди присваивают себе титул выдающихся деятелей просвещения, науки, философии, политики, и т.д., но их мировоззрение не выходит за узкие рамки телесных представлений.
Ястреб-стервятник поднимается высоко в небо и парит там на высоте в семь или восемь миль. Его полет смотрится очень красиво. Он также обладает удивительно острым зрением, позволяющим ему с большой высоты заметить добычу. Каков же объект приложения всех этих удивительных качеств? Всего лишь труп, разлагающееся мертвое тело. Назначение удивительных способностей стервятника заключается в том, чтобы просто отыскать кусок гниющей плоти и поглотить его. Вот и все. Аналогичным образом, человек может получить высокое образование, но каков объект приложения его высокой образованности? Чувственные удовольствия, то есть наслаждение материального тела. Человек поднимается на космическом корабле высоко в космическое пространство, но с какой целью? Цель все та же - удовлетворение чувств. Всего лишь. Итак, высокие полеты и высокое образование не способны поднять человека выше платформы животного образа жизни.
Итак, прежде всего следует уяснить, что болезненное состояние материального бытия, в котором мы ныне пребываем, - это следствие того, что мы воплощены в материальном теле. Также следует уяснить, что материальное тело недолговечно. Мы отождествляем себя со своим телом и с тем, что так или иначе относится к нему - с семьей, нацией, страной, - но как долго всему этому суждено продлиться? Наши отношения со всем этим недолговечны. Все эти понятия относятся к категории асат; они временны, преходящи. Асанн апи клешада аса дехах: “тело причиняет беспокойства, и по природе своей тленно”.
Люди нередко обращаются к нам с просьбой разрешить их проблемы. “Свамиджи, - говорят они, - у меня столько проблем”. Когда же мы предлагаем им средство излечения от проблем, они отказываются применять его. Это означает, что люди хотят лечиться по собственным рецептам. Но если вы хотите заниматься самолечением, зачем тогда обращаетесь к врачу? Человеку хочется, чтобы назначенное