в Восемнадцатой главе “Бхагавад-гиты” (18.55):
бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми таттватах
тато мам таттвато джнатва
вишате тад-анантарам
“Постичь Господа, Верховную Личность Бога, возможно только через преданное служение Ему, ибо только преданное служение наделяет человека высочайшим сознанием Бога и делает его достойным вступить в Его вечную обитель”.
Итак, чтобы постичь Бога, мы должны встать на путь бхакти-йоги, который начинается с процесса шраванам киртанам вишнох - со слушания повествований о Господе и воспевания Его славы. Это начало пути бхакти. Если мы будем просто слушать, с искренностью и смирением, понимание придет к нам. Кришна Сам откроет нам знание о Себе. Шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам арчанам ванданам дасйам. Таковы девять различных форм практики бхакти-йоги. Ванданам - это вознесение молитв, и это тоже бхакти. Шраванам - это слушание повествований о Кришне как они изложены в “Бхагавад-гите”, “Шримад-Бхагаватам” и других шастрах. Киртанам - это воспевание славы Господа, повторение Харе Кришна мантры. Все это - начало пути бхакти-йоги. Шраванам киртанам вишнох. Вишну присутствует во всем сущем, и медитация должна быть направлена на Вишну. Невозможно иметь бхакти без Вишну. Изначальной формой Вишну является Кришна (кршнас ту бхагаван свайам: “Кришна есть изначальная форма Верховной Личности Бога”). Тот, кто встает на путь бхакти-йоги, обретает способность к постижению Верховной Личности Бога и избавляется от всех сомнений.
В Шестой главе “Бхагавад-гиты” (6.13 - 14) дается подробное описание практики аштанга-йоги:
самам кайа-широ-гривам
дхарайанн ачалам стхирах
сампрекшйа насикаграм свам
дишаш чанавалокайан
прашантатма вигата-бхир
брахмачари-врате стхитах
манах самйамйа мач-читто
йукта асита мат-парах
“Человек должен сесть прямо, так, чтобы тело, шея и голова были на одной линии, и сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив ум и приведя его в состояние уравновешенности, человек, свободный от страха и всяких половых влечений, должен медитировать на Мой образ в своем сердце и сделать Меня высшей целью своей жизни”.
Йога - это не курс платных занятий по гимнастике, после которых, придя домой, можно пить, курить и заниматься сексом. Такая йога в ходу только в обществе обманутых и обманщиков. Авторитетный путь йоги описан в данном стихе высшим авторитетом - Самим Господом Шри Кришной. А кто может знать йогу лучше, чем Сам Господь, Верховная Личность Бога? Согласно приведенному описанию, человек должен найти святое уединенное место и сесть прямо, так, чтобы тело, шея и голова были на одной линии, а взгляд был устремлен на кончик носа. Почему? Потому что все это помогает сосредоточить ум. Не более. Истинная же цель йоги состоит в том, чтобы в своем сердце постоянно медитировать на образ Господа.
Одной из опасностей медитации в уединении является то, что человек может просто заснуть. Мне не раз приходилось видеть таких горе-йогов, храпящих в медитационной позе. Стоит человеку закрыть глаза, и он естественным образом засыпает. Именно поэтому рекомендуется держать веки полуопущенными. Это условие выполняется тогда, когда взгляд устремлен на кончик носа. Сосредоточив взгляд, человек усмиряет ум и приводит его в состояние уравновешенности. В Индии йоги обычно уходят в джунгли и там в уединении практикуют медитационную йогу. Но в джунглях, заслышав какой-нибудь шорох, йог может подумать: “Что это, не тигр ли крадется? А может, это змея?” И его ум придет в беспокойство. Поэтому в данном стихе особо подчеркивается, что йог должен быть свободен от страха. В качестве подстилки рекомендуется использовать шкуру антилопы. Шкура антилопы содержит специфические вещества-репелленты, отпугивающие змей, и потому змеи не будут беспокоить йога. Однако, о какой бы опасности не шла речь, подлинным бесстрашием обладает только тот, кто развил в себе устойчивое сознание Кришны. Испытывать страх - естественно для обусловленного живого существа, и это потому, что его память искажена. Стоит живому существу позабыть о своей вечной связи с Кришной, как страх овладевает им и становится его постоянным спутником. В “Шримад-Бхагаватам” (11.2.37) сказано: бхайам двитийабхинивешатах сйад ишад апетасйа випарйайо 'смртих. Только сознание Кришны способно наделить человека подлинным бесстрашием, и потому человек, не обладающий сознанием Кришны, не способен достичь совершенства в практике йоги.
Йог должен быть свободен также и от всяких половых отношений. Тот, кто занимается сексом, не способен достичь состояния