реки, такие как Ямуна и Ганга. Но выполнимо ли это условие в наш век? Многие ли готовы отправиться на поиск таких святых мест? Современный человек должен тяжело трудиться, зарабатывая на жизнь, и потому вынужден жить в перенаселенном городе; у него нет возможности уединиться в святом месте. Но уединение в святом месте - первое необходимое условие для практики йоги.
Поэтому в практике бхакти-йоги храм сознания Кришны считается святым местом. Храм - место трансцендентное, ниргуна. Согласно определению Вед, город - это место, где властвует гуна страсти, а лес - место, где царит гуна благости. Храм же не подвластен гунам; он находится на трансцендентном уровне. Если вы житель города, крупного или небольшого, значит вы живете там, где преобладает влияние гуны страсти, и если вы хотите выйти из-под ее влияния, вы можете отправиться в лес, где царит благость. Однако храм Бога не подвержен влиянию гун страсти и благости, поэтому храм Кришны - единственное святое место уединения для людей века Кали. В наш век уединиться в лесу невозможно, а заниматься показной йогой в так называемых обществах йоги - бесполезно.
В “Брихан-нарадия Пуране” сказано, что в век Кали, когда жизнь людей коротка и они не склонны к духовному самоосознанию, ибо пребывают в тревогах и беспокойстве, единственный путь, способный привести их к духовному совершенству - воспевание святых имен Господа.
харер нама харер нама
харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва
настй эва гатир анйатха
“В этот век ссор и лицемерия единственным средством освобождения является воспевание святых имен Господа. Нет другого пути. Нет другого пути. Нет другого пути”.
Таков путь освобождения, - великий дар Чайтаньи Махапрабху. В век Кали люди не способны практиковать какие бы то ни было другие системы йоги, но практика воспевания святых имен так проста, что доступна даже ребенку.
Глава четвертая
Принцип умеренности в практике йоги
В Шестой главе “Бхагавад-гиты” дается описание философского учения санкхьи, лежащего в основе медитационной йоги, именуемой аштанга-йогой. Гьяна-йога представляет собой путь философских поисков, нацеленных на постижение Брахмана. Чтобы постичь, что есть Брахман, а что есть не-Брахман, гьяни идет путем отрицания. Этот путь постижения истины называют нети нети, (“не то, не это”). Первые же строки “Веданта-сутры” утверждают: джанмадй асйа йатах - Верховный Брахман, Абсолютная Истина, - это Тот, от кого исходит все сущее”. Данное утверждение “Веданта-сутры” задает направление поискам, и в попытках постичь природу Верховного Брахмана мы должны руководствоваться именно этим определением (“Тот, от кого исходит все сущее”). В “Шримад-Бхагаватам” приводится подробное описание природы Абсолютной Истины.
В первом стихе “Шримад-Бхагаватам” говорится:
ом намо бхагавате васудевайа
джанмадй асйа йато 'нвайад итараташ чартхешв абхиджнах сварат
тене брахма хрда йа ади-кавайе мухйанти йат сурайах
теджо-вари-мрдам йатха винимайо йатра три-сарго 'мрша
дхамна свена сада нираста-кухакам сатйам парам дхимахи
“О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всеведущая личность Бога, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он на заре творения вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он - Абсолютная Истина».
Итак, первые же строки “Шримад-Бхагаватам” говорят о том, что Абсолютная Истина обладает сознанием; Она не есть пустота или нечто безжизненное. Какова же природа сознания Абсолютной Истины, Верховного Брахмана? Анвайад итараташ чартхешу: прямо и косвенно Он сознает все проявления. Каждое живое существо в той или иной степени способно к осознанию, однако живое существо не способно знать все. Так, к примеру, я