донести? Вы знаете, что такое Параматма - Высшая Истина, главный смысл (жизни). Что является Высшей Истиной для каждого из вас? Прежде чем ответить, поразмышляйте над тем, что я сказал".
Один из иностранцев дал такой смелый ответ: "Освобождение. Я хочу освободиться от рабства этой жизни. Прослушав ваши беседы, я бы сейчас назвал это "рабством сознания"". Со стороны некоторых слушателей последовал ропот согласия.
Махарадж засмеялся и сказал: "Посмотрите, как сильна может быть обусловленность! Исходит обусловленность от родителей или духовных лидеров - не имеет значения. Эта проблема "рабства" и "освобождения" является частью традиционного обучения, которое дается тем, чей интеллектуальный и интуитивный уровень недостаточно высок для того, чтобы постичь истинную суть того-что-есть. Но вы не дети из духовного детсада. Я постоянно твержу, что вы должны прекратить думать и говорить так, как будто вы являетесь феноменальными объектами. Я говорил вам, что вы не есть феноменальные объекты, а само сознание, оживляющее сознание, дающее чувствительность живым существам, что вы есть сознание только в проявлении, но в действительности вы есть то, что предшествует самому сознанию, то есть вы есть Чистое Осознавание."
"Разве это тяжело понять, - спросил Махарадж, - что простой объект, видимое проявление - и это все чем является физическое тело, - никак не может совершать каких-либо действий как независимая сущность? Лишь когда Безличностное Сознание в своем тотальном функционировании проявляется путем объективизации себя и отождествления с каждым объектом, возникает концепция личностного "я". Эта концепция и есть источник "рабства": объективизация чистой субъективности "Я" в объективное "я". Именно это "я", я-концепция, или эго - является воображаемым рабством, от которого ищется освобождение. Ясное осознавание того, что представляет собой живое существо, ищущее освобождения, покажет всю смехотворность этой идеи.
Тело - это ни что иное, как производное мужской спермы; плод - это эссенция потребляемой родителями пищи, и в нем в латентном состоянии пребывает сознание. Если теперь ясно, что то, чем мы кажемся, есть ни что иное, как эссенция пищи, могу я спросить, какую конкретно частичку пищи вы желаете освободить? С какой конкретно частичкой пищи или с каким из пяти элементов (поскольку пища представляет собой эссенцию сочетания пяти элементов) вы себя отождествляете?
Пробуждение, или просветление, или освобождение - это ни что, абсолютно ни что иное, как глубокое, интуитивное постижение того, что то, чем мы являемся, - то-что-есть-здесь-сейчас - это абсолютное отсутствие чего бы то ни было вообразимого или познаваемого, что является тем же самым, что и абсолютное присутствие непознаваемой потенциальности."
"Задумайтесь на мгновение, - сказал Махарадж, - может ли возникнуть вопрос, не имеющий в своей основе индивидуума в виде "я" или "ты" - идет ли речь о видении или невидении, понимании или непонимании, делании или неделании? Вопрос всегда связан с "я". Всегда, когда есть Пара-вритти, это значит, что произошло окончательное и полное изменение. Это изменение не было "совершено" или "достигнуто" какой-либо сущностью по ее собственной воле. Именно этот факт и не осознается. Не осознается то, что не может быть никакой сущности, которая непосредственно своим волеизъявлением вызвала изменение! Именно постижение как таковое (не со стороны какого-то индивидуума) этого факта приводит к стиранию "я" - ищущего - и к достижению некоего рода вакуума, пустоты ума, что притягивает к себе присутствие, являющееся нашим истинным "Я" (не "я"). Вот таким образом случается или происходит процесс трансформации. Достичь его нельзя."
"Поймите, - сказал в заключение Махарадж, - что объекты и их гуны (атрибуты) - это не субъект и объект, воспринимаемыми чувствами и истолковываемые умом, но все феномены, включая человеческие существа, являются объектами, просто видимыми проявлениями в сознании - и, следовательно, в конечном счете, объекты не могут быть "освобождены" и не нуждаются в этом".
50 Неуместность ложного
Ежедневный распорядок дня Махараджа включает в себя распевание бхаджанов и отправление молитв четыре раза в день, первый раз - в 5.30 утра. Во время исполнения бхаджанов можно видеть, насколько глубоко Махарадж поглощен этим занятием. До недавних пор он даже любил танцевать и делал это с полным самозабвением. Сейчас, конечно, у него уже нет для этого достаточного количества сил.
Во время одной из бесед посетитель сказал ему: "Махарадж, вы, должно быть,