Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

Уолта Диснея

• ваш любимый киноактер

• самый неуважаемый вами политический деятель

• самый уважаемый вами политический деятель

• Мать Тереза

Установка «цель, а не проблема» (ЦНП) — это такая стратегия мышления, которая у большинства людей, как правило, не возникает сама собой. Ее суть — во взгляде

9 Зак №28

2$7

на ситуацию под другим углом. Когда вы размышляете в русле ЦНП, вы начинаете рассматривать творческую задачу не как проблему, которую необходимо решить, а как цель, которой нужно достичь. Для многих из нас такой переход предоставляет множество возможностей, которые прежде были недостижимыми, так как мы мыслили строго в рамках проблемы. Раскрепощая ум, этот путь позволяет увидеть ситуацию в совершенно ином свете и отыскать необходимые средства для ее разрешения.

К примеру, представьте следующее: вы один в комнате, а с потолка свисают две веревки — причем, если вы одной рукой держите одну из веревок, то не можете дотянуться до другой. Комната пуста; вы можете воспользоваться только тем, что есть в кармане. Как связать веревки? Многие люди задались бы вопросом:

«Как дотянуться до второй веревки?» При этом для них уже заведомо ясно, что первую веревку они из рук выпускать не должны.

Однако если вы сформулируете проблему иначе: «Я хочу, чтобы обе веревки и я сам в какой-то момент оказались все вместе», то тем самым вы дадите себе подсказку. Тут-то вы и вспомните, что у вас есть какие-то ключи или какие-то другие мелкие предметы, которые можно привязать к одной из веревок и затем раскачать ее. Она приблизится, и вы сможете ухватить сразу обе веревки.

Вот реальный пример размышления с установкой ЦНП — из истории космического исследовательского аппарата «Галилей», который в 1995 достиг планеты Юпитер после почти двенадцати лет подготовки и пяти лет космического путешествия. После разработки «Гали-лея» в начале 80-х инженерам пришлось вновь вернуться к чертежам его ракетного двигателя, потому что специалисты НАСА боялись, что при запуске он может прожечь тонкие стенки грузового отсека.

По мнению инженерной группы, проблема состояла в том, что «Галулей» не смог бы получить необходимое

258

ускорение и достичь Юпитера с менее мощным ракетным двигателем. Найденное решение прекрасно иллюстрирует размышление с установкой ЦНП. Переформулировав проблему (ракетный двигатель «Галилея» может повредить космический корабль) в цель (мы должны найти способ добиться нужного ускорения с ракетой меньшей мощности), инженеры поняли, что они могли бы фактически использовать силу гравитации! Венеры, которая развернет космический аппарат и таким образом буквально подтолкнет его к Юпитеру.

Вы можете применять установку ЦНП, занимаясь различной творческой работой — разрабатывая новое изделие или проект, продумывая устное или письменное выступление или готовясь к трудным переговорам. Чем больше вы практикуетесь в применении данной установки, тем легче становится процесс вашего творчества. Сосредоточиваясь в большей степени не на том, что вам нужно преодолеть, а на том, что вы хотите, вы обязательно придете к незаурядным мыслям, выйдете из границ банальных идей. Как и в случае с «Галиле-ем», установка ЦНП может освободить ваш ум от ограничений заданных параметров, которым, как вам кажется, нужно обязательно следовать, чтобы получить искомый результат. Переоценка проблемы заставляет ваш ум отказываться от ортодоксальных образцов в пользу новых стратегий.

МИНИ-СЕМИНАР

Ус^аш^иг ЦНЛ

Если сейчас перед вами стоит очередная нерешенная задача, подумайте, можно ли ее сформулировать не как проблему, а как цель? Определите камень преткновения и перефразируйте вашу проблему, четко обозначив цель, которой вы должны достичь. Изменил ли ваше восприятие такой угол зрения? Чувствуете ли вы, что имеете теперь больше возможностей для решения проблемы?

/

И»

Составление схемы ^шзмьшие/ша

Составление схемы размышления — процесс наглядного изложения, записи идей, помогающий прорваться через период творческого застоя. Эта методика разработана специалистом по вопросам творчества Тони Бьюзан и» относится к традиционным приемам составления планов, которым все мы обучались в школе. И все же это — намного более мощный инструмент. Это не просто аккуратная строгая манера записи идей, не просто создание классической иерархической структуры, когда используются римские цифры I, II, III и так далее. Методика составления схемы размышления — это нечто большее, она поощряет вас оформлять идеи и информацию наглядно, отражая взаимосвязь всех тем.

Эффективность этой методики проистекает