ни являлась мозговая атака, она имеет один недостаток: все участники обладают как бы общим пониманием проблемы и находятся в единых границах ее осмысления, что приводит к довольно комфортной для них ситуации. Все они думают о проблеме в одинаковых понятиях, и обычный процесс ассоциаций в конечном счете становится непроизводительным.
Здесь самое время перейти к другой методике Могущества Разума — принудительным соединениям. Существует много разновидностей этой стратегии, но все они основаны на способности мозга связывать, казалось бы, абсолютно несвязываемые вещи: предметы, слова, чувства, с одной стороны, и идеи — с другой. Этот метод называется принудительным соединением, потому что в нем людей «принуждают» связывать свою проблему со случайными предметами. Такой способ значительно расширяет видение и перспективы решения проблемы.
Например, перед сеансом принудительных соединений для своих клиентов я собираю несколько «мешков идей» с игрушками и забавными пустяками. Это могут быть пластмассовые животные, фотографии, любые открытки — все, что имеет небольшие размеры и способно уместиться в небольшой сумке, но в то же время достаточно интересно, чтобы вызвать у аудитории какие-то идеи. Затем я раздаю мешки группам мозговой атаки и прошу, чтобы их участники что-нибудь оттуда выбрали. Группа должна найти ассоциацию между тем предметом, который они вытащили, и проблемой, над которой они работают. Таким образом, «мешок идей» представляет целую вселенную потенциальных подсказок для рождения новых идеи.
В одной компании, где я работал, несколько человек из отдела кадров предприятия пытались справиться со
252следующими проблемами: как выполнить тот же объем работ с меньшим количеством сотрудников; как избежать неудобств, вызванных расположением одной организации в нескольких зданиях; как помочь различным отделам улучшить связь с отделом кадров. На встрече с ними я использовал мой прием с мешком, чтобы помочь им выработать новый подход к решению проблемы. Помню, тогда среди моих сокровищ была пластмассовая обезьянка, которая подвигла моих клиентов на комментарии типа: «Надо подойти к вопросу более рационально» и «Следует избавиться от повторений». Еще была рулетка, которая натолкнула на вопросы: «Как измерить конкретный вклад каждого работника?» и «Работа каких работников не всегда отвечает нашим требованиям?»
Найдя нужные формулировки, в которых четко обозначили свои интересы, мои клиенты сумели в деталях прояснить суть своих проблем и с помощью мозговой атаки выдвинули ряд идей, которые в итоге и помогли им решить их проблемы.
Принудительные соединения можно осуществлять по-разному. Можно, к примеру, и не готовить мешка с игрушками, а попросить каждого участника коллективного обсуждения назвать любой предмет. Названия предметов записывайте на доске. Как только список будет составлен, пусть каждый по очереди вслух начинает находить ассоциации между предметом и проблемой. Все сказанное записывайте, чтобы было видно каждому участнику обсуждения. Если хотите, вы можете затем попросить повторить весь процесс. Это часто придает глубину уже появившимся идеям.
Варианты занятий по созданию принудительных соединений:
• Спроецируйте на экран или просто на стену ряд картинок или фотографий
• Попросите каждого принести какой-нибудь предмет
• Откройте словарь на любой странице и выберите слово
253Подобно мозговой атаке, принудительные соединения особенно полезны, когда ваши коллективные рассуждения зашли в тупик. В подобных обстоятельствах следует задействовать те внешние механизмы, которые помогут мыслить нетривиально.
МИНИ-СЕМИНАР
Выполнение п^гиш/^шЯем^ных соединений
Начните собирать предметы для вашего собственного мешка идей. Загляните в комиссионные магазины, на распродажи, блошиные рынки, магазины игрушек. Каталоги товаров по почте — еще один источник интересных вещей. Отметьте забавные или необычные предметы, которые смогут удивить друзей и отвлекут их от обычного способа рассуждения.
Проведите занятие по принудительным соединениям для сотрудников своего отдела, чтобы проверить эффективность этой стратегии. Разместите в кабинете доску и записывайте ход занятия.
Творческая цель
Заполните пробел фразой, определяющей вашу творческую цель. Затем произвольно выберите несколько предметов или из своего мешка идей, или из того, что принесли участники, или просто используйте словарь. Чем менее связаны предметы и слова с творческой целью, тем лучше.
Подумайте, как каждый предмет может сочетаться с вашей задачей. Например, если вы вытащили