Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

туда и целый день неистово исписываете черновики в поисках свежей идеи. Или, например, внезапно вас осеняет вечером перед

240

телевизором, и вы тут же садитесь за кухонный стол, чтобы быстренько записать эту блестящую мысль, неожиданно пришедшую на ум, — идею, благодаря которой можно кардинально перестроить работу своей фирмы.

Ситуации, похожие на эти, требуют полной сосредоточенности творческого мышления, что дает возможность найти оптимальный вариант за считанные минуты или даже секунды. Необходимо объединить традиционные методы разработки новых идей с четырьмя шагами творческого подхода. Бывает, что нет времени на поездки, чтение, посещение театров и музеев и некогда ждать, пока муза вдохновения соизволит посетить вас или поможет счастливая случайность. Вы стоите перед творческой необходимостью, и ваш мозг (или ваш начальник) кричит: «Давай побыстрее! Твоя идея и решение нужны нам немедленно».

В таких случаях вы нуждаетесь в том, что я называю Могущество Разума — в совокупности всех стратегий мышления, которые помогут вам выйти из состояния «отсутствие идеи» за короткое время. Стратегии Могущество Разума строго направленные и сознательные. Большинство из них базируются на так называемом разветвляющемся размышлении, генерирующем множество разнообразных идей. Эти стратегии, основанные на способности мозга мыслить ассоциациями, нацелены на увеличение «идейного счета» — другими словами, на получение как можно большего числа идей. Конечно, в итоге вы должны будете оценить и проанализировать все появившиеся идеи, чтобы выбрать самую лучшую, но наиболее ценным в методике Могущество Разума является именно количество идей, а не их качество. Как сказал Алекс Осборн, один из пионеров исследования творческого потенциала: «Насущное требование — это количество и еще раз количество!»

Могущество Разума может быть особенно ценным инструментом в деловой сфере. В ситуации, когда современные корпорации ищут новые идеи, новые программы, новые способы уменьшить затраты и увеличить

241

доходы, пригодится даже самая маленькая, но свежая идея. Многие компании стремятся достигать «постоянных улучшений» в каждом аспекте бизнеса. Поэтому они используют методы управления, уделяющие особое внимание поощрению всех служащих за создание новых идей. В основе программы I-Power (сокращение от англ. Ideas Power — могущество идей) лежит аксиома, что служащие должны выдавать одну или две новых идеи в неделю. Мартин Эдельстон, автор книги «I-Power: Секреты большого бизнеса в плохие времена», использовал эту программу в собственной издательской фирме для генерирования тысяч разных идей, одна из которых действительно помогла фирме сэкономить 500 000 долларов.

Остальная часть этой главы подробно представляет восемь стратегий Могущества Разума:

1. «Мозговая атака»

2. Преобразующее мышление

3. Принудительные связи

4. Размышления в духе «Если бы я...»

5. Установка ЦНП

6. Составление схемы размышления

7. Польза дневника

8. Ролевые игры

Из сотен возможных методов и стратегий мышления здесь приведены только восемь, но они являются базисными и служат основой для всех остальных. Имея богатый опыт консультанта, я могу подтвердить, что эти стратегии очень легко воспринимаются и в то же время наиболее эффективны в производстве новых идей.

«Мозговая сиЯака»

Мозговая атака — одна из самых простых в использовании стратегий, но она часто неправильно истолковывается и употребляется. Это понятие обозначает процесс

242

рождения идеи двумя или более людьми. Данная методика впервые была предложена Алексом Осборном в его ставшей классической книге «Прикладное воображение: принципы творческого решения проблем». Эта методика стала особенно популярной в мире как способ стимулировать творческое мышление. Несколько людей объединяются в группу и начинают высказывать свои идеи, что оказывается намного эффективнее, чем усилия одного человека.

Мозговая атака годится не только для коллективных ситуаций; она может использоваться всякий раз, когда человек не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно и призывает на помощь других. Мозговая атака — это мощная стратегия, в которой проявляются следующие важные характеристики группы:

Коллективная энергия. Мозговая атака пользуется преимуществом синергетики — общая энергия группы больше суммы индивидуальных энергий ее участников. Групповая динамика вызывает бурный всплеск каждой отдельной энергии.

Коллективная уверенность. Перед лицом трудной задачи со многими людьми случается забавная вещь: они недооценивают собственные силы. В одних