где у вас будет такое сверхсти-мулирующее окружение, как в книжном магазине. О этот чарующий соблазн — взять в руки книгу и полистать! Но если вы вдруг увидите надпись: «Читать не купленные вами книги и журналы запрещается» — покиньте этот магазин, это не то, что вам нужно.
186Многие люди приходят в книжный магазин с определенной, часто узконаправленной и специфической задачей, связанной с их специальностью. Однако вы можете получить большую пользу, отправившись в так называемый «творческий круиз» по многочисленным, малознакомым вам отделам. Задержитесь в тех секциях, куда вы еще не заглядывали. Чтобы продемонстрировать эффективность такой методики, я однажды организовал настоящее творческое совещание в большом книжном магазине. Я попросил участников совершить десятиминутный обход отделов магазина и обменяться мнениями о том, что они узнали. Результаты этих поисков сокровищ взрослыми людьми были просто ошеломляющими. Все участники заметили что-то интересное для себя; они с нескрываемым восхищением говорили о том, что узнали за столь короткое время. Они уходили из магазина воодушевленными, с желанием узнать как можно больше о только что заинтересовавшей их теме.
Кроме всего прочего, если вы ищете выход из творческого тупика или новые идеи, посещение книжного магазина — это один из самых эффективных способов поиска интуитивного озарения. Проведя час в отделах магазина, просматривая огромное количество разнообразных заголовков и обложек книг, вы, вероятнее всего, натолкнетесь на фразу, фотографию или рисунок, который содержит как раз ту информацию или идею, которая вам так необходима. Это может произойти во время беглого просмотра книг, имеющих отношение к вашей специальности или работе, но вы также можете найти вдохновение и в книгах, которые не имеют никакого отношения к интересующей вас теме. Главное — это оставаться открытым для любой информации. Побродите по магазину, беря наугад книги в каждом отделе: книги о приготовлении пищи, по бизнесу, по самосовершенствованию, научно-популярную литературу и даже книги из отдела детской литературы. Ведь, как это всегда бывает с интуицией, вы никогда не знаете, где и когда вас осенит идея.
187f^fit/из no icHUJKftuMi/ магазина
Скажите, когда вы в последний раз посещали книжный магазин или газетный киоск? Если это было более двух недель назад, сходите в книжный магазин в ближайшие выходные и посмотрите, изменятся ли после прочтения этой главы ваши ощущения во время внимательного осмотра отделов магазина. Почувствуете ли вы подъем энергии и желание заняться творчеством? Попробуйте определить для себя, что именно во время посещения книжного магазина наиболее творчески повлияет на вас.
В следующий раз, когда вы будете заниматься поиском творческих идей или когда ваша работа застопорится, выкройте часок для посещения хорошего книжного магазина. Подходите к каждому отделу, который вас привлекает. Расслабьтесь, освободитесь от сдерживающей вас узды, полистайте то, что подвернется под руку. И главное: в то время когда вы берете книгу в руки и просматриваете ее, освободитесь ото всех посторонних мыслей, направьте свое мышление на то, чтобы постараться найти взаимосвязь между тем, что вы видите или читаете, и вашей творческой проблемой.
/3cifift0ta с «^u^Utuifleft/UrtM, ашемт.»
Библиотеки, как и книжные магазины, лучшие помощники при решении творческих задач. Не только потому, что они дают свободный доступ к находящимся в них исследовательским трудам, но еще и потому, что через их совместные информационные системы вы можете выйти на неограниченный объем информации. У библиотеки есть еще одно огромное преимущество:
обычно в них работают специалисты по информатике, которые знают буквально все о последних исследованиях в области современных технологий и о банках данных.
188Артур Кестлер как-то сказал, что в библиотеках прячутся «библиотечные ангелы» — таинственные существа, которые помогают вам найти именно то, что вам нужно в данный момент. Кестлер поражался тому, как часто его просто «вело» к тем книгам, в которых он находил нужную ему цитату или толчок к развитию идеи, над которой он работал.
Gqa /соллегам. по Шво^гчес^Яв^
Более глубоко изучить книги о самом творческом процессе — еще один способ использования умения читать. В настоящее время имеются десятки превосходных книг, которые помогут вам узнать о новых стратегиях мышления. Некоторые из этих книг написаны для широкого круга читателей, в то время как другие ориентированы на тех, чья профессия непосредственно связана с творчеством.
Среди