при которой из сотен публикаций разыскиваются и предос-
180тавляются пользователям статьи по тем предметам, которые они предварительно указали.
• Комплексное предоставление информации. Компактные диски и информация, которую можно получить, работая в диалоговом режиме on-line, в настоящее время стремительно вытесняют традиционные книги — например, энциклопедии. Например, Microsoft's Еп-carta — это энциклопедия на CD-ROAI (оптическом лазерном диске), которая содержит тысячи разделов, многие из которых включают в себя фотографии, аудиовставки и видеоклипы. Многочисленные компании производят диски CD-ROM, содержащие бесчисленное множество справочных материалов.
• Почтовые поступления. Не торопитесь, даже не взглянув, выбрасывать то, что доставляется вам по почте. Простой каталог может подсказать вам новый способ упаковки изделия, которое вы производите, а интригующий заголовок какой-нибудь брошюры может навести на мысль, как вывести работу вашей компании на совершенно иной уровень.
• Материалы на иностранных языках. Даже если вы не владеете свободно иностранными языками, вы можете пополнить свои знания о жизни иных стран и континентов, рассматривая фотографии, заголовки, статьи и рекламные объявления.
Шаг У. Л)шменяш6е в лшзни /So, wRo бы шме/гмн^ш во в/имл ч/Яенмя. и ясушЯе сшс/Яливых собши/ешш и озсфешш
Это — самая сердцевина плана творческого чтения, момент, при котором может появиться новая идея. Эта часть плана состоит из двух отдельных, равнозначных упражнений:
ffon/tocu Mefoey ч/Иениеи
Перед тем как вы начали что-то читать, спросите себя: «Какие из моих занятий нуждаются в новых идеях?» Отнесите этот вопрос и к своему бизнесу, и к хобби,
181и к семейной и творческой жизни. Составьте в уме список проблем, которые вас занимают.
Поставив перед собой этот вопрос до того, как вы начали читать, вы становитесь более внимательным. Это подготавливает вас к встрече с творческими возможностями, с которыми вы можете столкнуться, и поможет распознать зародыши идей, которые могут быть полезными для вас. Кроме того, постановка таких вопросов перед чтением заряжает ваш мозг. Вы как бы ставите «наживку», на которую хотите поймать увлекательные идеи.
Ну и конечно, если во время чтения вам встретятся интересные мысли или идеи, обязательно запишите их в свой журнал или карманный блокнот.
Уазмыш^енил после ч/Яения
Размышления перед чтением — это только одна сторона процесса. Не менее полезно после того, как вы только что оторвались от чтения, провести некоторое время, обдумывая прочитанное.
Полезно еще раз взглянуть на вновь полученную информацию. Не упустили ли вы что-нибудь? Что-то, что могло бы вам помочь? Задайте себе следующие вопросы:
1. В чем суть этой статьи или раздела?
2. Какие проблемы пытается решить автор? Какие идеи он выдвигает?
3. Каким образом авторские идеи и решения касаются моей жизни?
4. Могу ли я позаимствовать из прочитанного новый метод мышления или какую-нибудь образную метафору, чтобы воспользоваться ими при решения своих проблем?
5. Есть ли возможность реализации новой идеи, содержащейся в этой статье?
6. Оставляет ли эта публикация вопросы без ответов?
7. Хочу ли я более глубоко исследовать тему этой статьи или книги?
182Осознавая перед чтением, какой результат вы хотите получить, и оценивая взаимосвязь прочитанного со своей жизнью, вы можете значительно увеличить шансы интуитивного прозрения или синхронного попадания. Даже чтение текста, казалось бы, не имеющего никакого видимого отношения к вашим творческим проблемам, может стать источником вдохновения или вызвать идеи, которые помогут вам в работе. Все, что вам для этого надо, — это чтобы хотя бы одна-единственная статья, рассказ или даже небольшой отрывок из текста срезонировали внутри вас, и тогда вы воскликнете: «Эв-рика!»
МИНИ-СЕМИНАР
вам. план. творческого ч/Иения
Разработайте персональный план творческого чтения. Несколько дней в неделю попробуйте читать понемногу в короткие промежутки времени. Вооружитесь большим запасом разнообразной печатной продукции, в том числе и следующей:
• Книгами, которые вы уже очень давно собираетесь прочесть.
• Журналами из той кипы, до которых вы так еще и не добрались.
• Книгами и журналами, взятыми в библиотеке или приобретенными в местном газетном киоске.
• Аудиозаписями книг, купленными или взятыми напрокат.
• Печатной продукцией, полученной по почте (каталогами, брошюрами и т. п.)
Воспользуйтесь этим периодом для того, чтобы сжиться с идеей чтения краткими урывками, не заканчивая читать то, что