но вполне уместной форме.
Самый лучший способ поддержать бодрое настроение в фирме — это постоянно давать понять, что веселье одобряется, приветствуется и вознаграждается. Этот принцип справедлив и для директора крупной корпорации, и для председателя школьного совета, и для церковного старосты. Роберт Таунсенд, автор книги «Только вперед!» и бывший президент компании проката автомашин, прекрасно сформулировал суть дела: «Если вы не выполняете свою работу отлично, то лучше не беритесь за нее вовсе. Потому что, если это не делается отлично, то это и не забавно, и не прибыльно. А если вы не делаете свое дело ради забавы или прибыли, то какого черта вы вообще тут делаете?!»
Вот несколько предложений, как поощрять на работе творчество. Возможно, они также помогут в ситуациях, когда необходима новая идея.
Включайте в конец и начало совещаний какие-нибудь развлекательные моменты. Многие руководители проводят совещания так, как будто являются распорядителями похорон. При этом они почему-то ожидают от сотрудников проявления творческого подхода к делу. Но творчество не развивается там, где люди боятся говорить или улыбаться. Я всегда предлагаю начинать совещания с небольшой юмористической зарядки. Консультируя одну фирму, я предложил нанять актера, который при полном параде, со знаками отличия и наградами, изображал генерала Паттона во время открытия рекламной кампании. Неожиданный персонаж разрядил несколько натянутую
157атмосферу начала совещания, и торговые представители очень быстро усвоили всю подготовленную для них информацию.
Вовлечение всех участников в работу совещания неизменно приводит к превосходным результатам. Потребуйте, чтобы каждый участник подготовил свой анекдот, или раздайте всем бумагу и карандаши и попросите нарисовать карикатуру на тему той проблемы, над решением которой вы работаете.
Посетите городок аттракционов или карнавал. Эта рекомендация основана на моем личном опыте. Как-то я занимал руководящую должность в фирме, сотрудники которой имели очень напряженную рабочую неделю. Я сэкономил примерно сто долларов в квартал из бюджета мелких расходов и в один прекрасный день повел всех в ближайший городок аттракционов. Когда мы пришли на место, я выдал каждому пригоршню четвертаков и сказал: «Развлекайтесь!» И вот в течение двух часов начальники отделов и разработчики, торговые представители, секретари и клерки катались на машинах на автодроме, на карусели, играли в мяч... А потом мы пошли в ближайшую закусочную, знаменитую своими крошечными гамбургерами по тридцать девять центов, в просторечии именуемыми «скользунчиками», и моментально поглотили их двести штук с жареным картофелем. На следующий день сотрудники пришли на работу оживленными, бодрыми. Никто больше не сетовал на трудности, все проявили новый, свежий подход к своим задачам. Производительность труда неизмеримо выросла, а люди даже спустя многие месяцы ностальгически вспоминали этот день.
Выделите специальное помещение, где сотрудники могут разрядиться. На многих предприятиях от сотрудников требуется не только проявление творчества, но и Соблюдение строгого порядка и правил поведения. Почему бы не выделить один из кабинетов для организации в нем комнаты творчества, где сотрудники могут просто пова-
158лять дурака, поиграть на музыкальных инструментах, порисовать? Проведя всего лишь несколько минут в такой комнате, они будут возвращаться на свое рабочее место бодрыми и свежими. Компания «Lucent Technologies» внедрила эту идею в жизнь. В специальной комнате были даже установлены набивные мягкие кресла для комфорта. В этой комнате можно развешивать рисунки, плакаты, газеты, глупые вопросы (например, «Если бы наша фирма была зверем — то каким?» или «Если бы про нашу фирму снимали кино, то кто играл бы директора?»). Такие вопросы на первый взгляд кажутся бессмысленными, но они провоцируют появление свежих идей, которые могут принести пользу всей компании. Попробуйте проделать одно из упражнений, которое автор этих строк вместе с психологом Роджером фон Оихом предлагает во время семинаров: «Создайте самый сомнительный девиз вашей фирмы». Наиболее удачный лозунг, на мой взгляд, был предложен сотрудником одного крупного банка: «Твое одиночество скрасим мы, если возьмешь у нас взаймы».
Устраивайте «День игр». Предложите сотрудникам привести на работу своих детей или пригласите школьников из ближайшей школы. Когда рядом дети, взрослые раскрепощаются и играют. Я сам видел, как серьезные руководители с упоением играли в «Лего», сидя на полу, — такова власть семилетнего