Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

с вами в школе, на работе, дома. Это может быть сочинение песни, написание статьи или какое-нибудь иное творческое занятие. Очень важно, чтобы участник вызвал в памяти это событие

113

так, как если бы оно происходило вновь, а не просто наблюдал бы его со стороны. После того, как участник успешно восстановил это событие, он должен подать ведущему сигнал, чтобы тот знал, что это произошло.

(Прежде чем начать упражнение, договоритесь о том, каков будет этот сигнал: поднять палец левой или правой руки, медленно кивнуть головой и т. д. Очень важно понять, что участник находится в нужном состоянии, не нарушая этого состояния. Попросите разрешения у участника слегка притрагиваться к его колену или руке. Но не настаивайте. Это совершенно не обязательно.)

С этой минуты ваша задача заключается в том, чтобы закрепить это творческое состояние или, другими словами, бросить якорь. Термин «бросить якорь» означает, что вы должны зафиксировать данный момент определенным действием или жестом, который впоследствии поможет участнику вновь обрести такой же творческий настрой. Сделать это можно двумя способами. Во-первых, прикосновением, если вы получили разрешение. Однако не следует злоупотреблять; достаточно время от времени слегка надавливать на руку или колено участника, в то время как он вновь переживает свои творческие минуты — чтобы бросить так называемый осязательный якорь.

Второй способ заключается в том, чтобы попросить участника произнести любое слово или звук, который приходит на ум во время переживания творческого состояния. Запомните это слово или фразу или запишите. Обратите внимание на звуки произнесенных слов. Смысл слов не имеет значения. С помощью этого звукового якоря ведущий помогает участнику оставаться в состоянии творчества, время от времени произнося это слово, стараясь имитировать голос (тон, тембр, интонацию, ритм).

Теперь участник готов к выполнению упражнения. Используя наводящие вопросы, приведенные ниже, ведущий просит участника описать свой творческий опыт. Ведущий должен стремиться к тому, чтобы участник как можно дольше продолжал сохранять творческий настрой, а потому ему следует воздерживаться от шуток и комментариев. Для начала можно задать вопрос: «Какие звуки, образы, запахи, вкусовые ощущения ты чувствуешь, в очередной раз пере-

114

живая состояние творчества?» Получив ответ, задавайте следующие вопросы. Не торопитесь, дайте участнику возможность подать вам глазами знак, что он понимает вас. Получив этот знак, выясните, какие ощущения осознаются участником отчетливее. Если вы прибегли к помощи осязательного якоря, используйте его время от времени. Но не забывайте и о звуковом якоре. Некоторые участники улавливают только звуки, другие — только образы, а третьи прекрасно воспринимают и зрительные образы, и запахи, и звуки. Задача ведущего — спрашивать и записывать. Высказывания участника не обсуждаются.

Получив подробное описание душевного состояния участника, которое соответствует его творческому настрою, попробуйте уточнить контекст. Спросите: «Когда ты в очередной раз переживаешь это состояние (звуковой якорь), что окружает тебя? Кто находится рядом? Что ты делал перед этим? Слышал ли ты звуки извне? Видел ли какие-то картины?» Запишите ответы.

Теперь у вас есть подробное описание внутреннего состояния участника в момент творчества и того внешнего окружения, которое напомнило ему о состоянии творчества. Наступил момент, когда ведущий должен помочь участнику вернуться к действительности, встать на ноги и потянуться.

Поменяйтесь ролями. После того как оба партнера пройдут через это упражнение, обсудите происшедшее, формируя тем самым положительную обратную связь. Теперь у каждого из вас есть подробное описание, которым можно воспользоваться, чтобы вновь воспроизвести творческое состояние духа! Кроме всего прочего, у вас теперь есть осязательный и звуковой якоря. Если вы прикоснетесь к тому месту, к которому прикасался ведущий, вы быстро включитесь в творческий процесс.

^OKfUo/i

Свет. Оцените качество освещения дома и на работе. Хорошее ли естественное освещение? Является ли освещение успокаивающим и удобным? Требуется ли дополнительное освещение или достаточно изменить положение лампы? Можете ли вы из различных типов освещения н^йти то, что вам больше всего подходит? Хватает ли солнечного света и соответствует

115

ли ваш режим естественным ритмам? Сколько времени вы проводите на свежем воздухе? Ходите ли пешком? Делаете ли зарядку на свежем воздухе?

Скорее да Скорее нет

Цвет.