древнегреческой "мифологии Ментора, советника Одиссея, учителя и наставника его сына Телемаха.
Формально ментор — это человек, который учит, но отношение ученика к ментору подразумевает нечто большее, чем отношение ученика к учителю или работника к уважаемому начальнику. Истинное менторство подразумевает и заботу, и критику, и сопереживание. Ментор руководит и развивает талант своего ученика, учит его приемам ремесла, которыми сам владеет в совершенстве.
Многие выдающиеся художники учились у более опытных предшественников — менторов. Леонардо да Винчи учился у Андреа Вероккьо, ментором Иоганна Себастьяна Баха был органист Дитрих Букстехуде, Людвиг ван Бетховен учился у Иозефа Гайдна, Поль Гоген и Поль Сезанн — у Камилла Писарро. В современном бизнесе также часто устанавливаются менторские отношения. Многие крупные компании проводят комплексные программы обучения молодых менеджеров под руководством старших опытных коллег, которые передают свой деловой опыт, учат принимать решения. В компаниях «Fortune 500» многие руководители высшего звена в свое время учились у наставников (например, Джек Смит из «General Motors»). В школах и колледжах для обучения студентов приглашают известных художников и поэтов. Многие деловые ассоциации в качестве одной из возможных услуг предлагают своим членам менторские программы.
Если вы знаете хорошего мастера своего дела или учителя, достигшего определенных высот в той творческой
75деятельности, которая вас интересует, почему бы вам не попытаться установить с ним отношения, выбрав его своим ментором: обращаться к нему с вопросами, обсуждать вашу работу? Если вы устанавливаете такие отношения, то помните, что для их успешного развития потребуются все ресурсы вашего творческого Я.Д.Р.О. Если вы не любопытны и недостаточно энергичны, чтобы воплотить в жизнь предложения вашего ментора, то вы мало что сможете почерпнуть из его опыта. Если вы боитесь рисковать и не склонны к переменам, то все, чему он вас научит, пропадет втуне. Если вы не переносите критики, вы тем более не сможете получить никакой пользы от усилий вашего наставника.
Если же вы сами станете ментором человека, которому необходим ваш опыт, это может самым благотворным образом сказаться и на вашей творческой деятельности. Присутствие ученика даст вам возможность осознать, как много вы знаете и умеете, почувствовать уверенность в своих силах. Принесут пользу даже вопросы вашего ученика, так как они зачастую заставляют серьезно задуматься, толкают к развитию новых творческих идеей, к стремлению поднять свою работу на более высокий уровень.
В любом случае менторские отношения стимулируют все аспекты вашего творческого Я.Д.Р.О. Неважно, получаете ли вы знания или сами передаете их, сопричастность и сотрудничество, заложенные в основе этих отношений, приведут вас к достижению высоких творческих результатов.
________________________ МИНИ-СЕМИНАР
Как намЛи Mewfisfta
Есть ли в вашем окружении человек, который мог бы стать хорошим ментором? Попробуйте написать ему письмо, объясняющее, почему вы хотите, чтобы он стал вашим наставником, и почему вы считаете, что сами сможете стать его
7*достойным учеником. Если письмо вас удовлетворит, пошлите его. Если не получите ответа, то либо повторите попытку, либо поищите себе другого наставника.
УазвибсшЛе ^ofMecKue па/г^пнфс^Яво и со/Я^уу/шчес/аво
Один из наиболее эффективных способов подключиться к творческой энергии других людей — установление официальных партнерских отношений или союзов с одним или несколькими людьми для работы над конкретной творческой задачей. Творческое партнерство — обычное явление в искусстве, но оно существует и в мире бизнеса. Представьте себе, чем был бы наш мир, если бы не творческая энергия и изобретательность некоторых творческих дуэтов:
Фред Астер и Джинджер Роджерс
Джордж и Айра Гершвин
Орвил и Уилбур Райт
Пол Саймон и Арт Гарфанкел
Пенн и Теллер
Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский
Братья Стругацкие
Некоторые люди способны творить только в одиночестве. Им трудно делиться с кем-то мыслями, применять метод «мозговой атаки»*. Встречаются люди, которые сердятся или раздражаются, когда их просят принять участие в обмене мнениями или подчиниться условиям работы в коллективе. У коллективного творчества сложилась плохая репутация из-за многочисленных примеров психологической несовместимости, конфликтов из-за денег или личных амбиций.
* Метод создания новых идей и поиска альтернативных решений. Обычно провидится в группе 7-15 человек. Во время проведения «мозговой атаки»