в следующей жизни животным.
Представляете, какой ужас? И все потому, что он нарушил — нет, даже не Божий закон, а закон, придуманный людьми для поддержания стабильности в обществе.
Но — обратите внимание — человека не пугают какими-то там несчастьями и наказаниями за то, что он нарушит требования своей касты. Ему просто говорят, что он в таком случае отдаляется от нирваны и его ждет впереди большее количество воплощений. Таким образом, больше всего перерождений впереди ждет шудру, а меньше всего — брамина, потому как он дальше всех от страстей, а значит, ближе к нирване. При этом никто не говорил, что брамин счастливее, чем кшатрий, а кшатрий счастливее, чем вайшью. Нет, счастье и несчастье здесь ни при чем. За нарушение требований касты никто не грозит несчастьями, так же как и за хорошее поведение никто не обещает счастья. Можно быть богатым и довольным вайшью, а можно быть бедным и несчастным кшатрием. При этом довольный вайшью все равно дальше от нирваны, чем несчастный кшатрий.
То есть карма по-прежнему никак не связывалась с созвучным для нас понятием наказания — и все же представление о ней было существенно искажено в интересах социального тела религии. Теперь это понятие относилось уже не только к душе и внутреннему миру человека, но было жестко привязано к требованиям общества.
Благодаря такой системе вероучения кастовая структура индийского общества сохранялась в течение удивительно долгого срока. Страх перед кармой делал граждан потрясающе законопослушными!
К сожалению, многие современные толкователи кармы основываются в своих выводах не на «Махабхарате», а именно на Ведах. На Ведах базируются и многие современные «йоги». Так получилось потому, что западные «первопроходцы» восточной философии, пытавшиеся переложить ее на европейский лад, как правило, начинали постижение Востока именно с Вед, не зная, как далеки они от истины. И вот теперь тиражируется, тиражируется до бесконечности искаженное представление о карме, которое ничего кроме вреда нам с вами не приносит.
Итак, Веды отчасти исказили понятие кармы, но в большой мере сохранили и изначальное о ней представление. А вот что произошло дальше, когда до понятия кармы добрались западные интерпретаторы, — это уже отдельная история. Мы поговорим об этом, но сначала давайте подытожим результаты наших исследований этой главы.
— Наличие кармы в ее ведическом значении по-прежнему приводило к новому рождению на этой Земле, а не к «наказаниям» в виде несчастий.
— Избавление от кармы ведет к окончательной смерти, потере индивидуальности, растворению в Мироздании.
— Карма могла появиться вследствие поведения, противоречащего интересам социального тела индуизма.
— Боги не вмешиваются в процесс наработки/избавления от кармы.
Западные популяризаторы и извращение понятия кармы
Прорыв восточной философии в культуру Европы произошел относительно недавно. Ведь всего каких-нибудь четыреста лет назад европейцы еще весьма смутно представляли, где вообще эта самая Индия находится, — чему примером служит небезызвестное путешествие Колумба, который, если помните, искал как раз Индию, но так и не нашел, благодаря чему и угодил прямиком в Америку. О чем это говорит? О том, что, когда Индия все-таки «нашлась» и идеи оттуда добрались до Европы, в Европе уже вовсю господствовало христианское мировоззрение. Не имея ничего против христианства, не можем не заметить тем не менее, что сплав индийских представлений о карме с христианской философией дал совершенно неожиданный результат, а попросту — породил редкостную неразбериху в этих вопросах.
Как христианский философ мог отреагировать на древние откровения Востока? Согласно христианству человек рождается лишь один раз, а затем его ждет либо царствие небесное, либо чистилище. Никаких многократных рождений ни Ветхим, ни Новым Заветом не предусматривалось. Была попытка внедрения в христианство понятия многократных рождений (более известная под названием «ересь Оригана»), но на Пятом вселенском соборе было решено, что эта концепция как-то уж слишком все усложнит, и попытка была пресечена. Так что с точки зрения ортодоксального христианина все представления о карме и колесе Сансары — не что иное, как бесовщина и дьявольский соблазн. Собственно, именно в этом обвинила христианская общественность Елену Блаватскую, а Рериха — того и вовсе предали анафеме.
То есть люди, наиболее сведущие в делах духовных, а именно христианские философы, понятием кармы просто не занимались и заниматься не могли. А кто занимался? Прежде всего — литераторы,