напоминать, что вопрос о том, как давать оценку, чтобы не вызвать чувства вины, прежде всего важен по отношению к детям. И в первую очередь, естественно, по отношению к вашим собственным детям, потому что родители для детей всегда являются непререкаемым авторитетом — так их воспринимает детское подсознание, даже если внешне дети проявляют непослушание. Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно ничего не угрожает. При малейшем страхе, намеке на опасность куда бежит ребенок? Правильно, искать защиты и помощи у родителей. И тут он становится образцом послушания. Почему так происходит? Потому что действует обыкновенный биологический механизм саморегуляции и выживания в этом мире: ребенок балуется, потому что таким образом он как бы испытывает и себя, и мир на прочность, он определяет, до каких допустимых границ могут простираться его действия в этом мире. Только на собственном опыте он может эти границы определить — например, понять, что подбрасывать в воздух холодный утюг это еще ничего, куда ни шло, а вот включенный и горячий — уже чревато последствиями. И, получив ожоги и шишки, ребенок, конечно, тут же становится паинькой и беспрекословно повинуется родителям. А если бы биологический механизм выживания не заставлял его переключаться в режим автоматического повиновения при серьезной ситуации — он, попросту сказать, так и не дожил бы до зрелого возраста. Потому что без помощи взрослых в сложных ситуациях для ребенка это невозможно — у него ведь еще нет своего опыта. Повиновение родителям — это признание своей ошибки и просьба о помощи.
Но, с другой стороны, ребенок, перешагнувший допустимые границы в своем баловстве, переходя автоматически в режим повиновения, становится невероятно доступным для индукции извне. И родители часто подсознательно этим пользуются. Они видят, что ребенок сейчас тихий и послушный и в него можно вложить все что хочешь — все, чтобы удобнее было им потом управлять. А удобным для управления ребенка делает лишь чувство вины. И вот родитель кричит на своего отпрыска, запугивает его, обвиняет во всех грехах… Глядишь — истинная карма и готова!
Если у вас есть братья-сестры, на которых в детстве часто кричали, то вы наверняка можете констатировать, что и во взрослой жизни дела у них идут по кармическим рельсам — преследуют их неудачи, нестыковки, несчастья…
Так что любите своих детей истинной любовью, а не той, что лишь на словах. А то ведь некоторые родители только и твердят всем о том, как они любят свое дитя, — а сами собственному ребенку лишь вредят внедрением в него чувства вины. Любить ребенка — это значит априори признавать, что он хороший — такой, какой есть, что он достоин любви таким, какой он есть, и никогда не внушать ему сознательно или подсознательно, что он в чем-то хуже, что он не такой. Не стоит ради своего сомнительного удовольствия доказывать ему собственную правоту и калечить его жизнь. Не наказывайте без причин, если ребенок совершил что-то с вашей точки зрения недозволенное, разберитесь сначала, почему он это сделал, каковы были его собственные мотивы для этого. И если уж без наказания не обойтись, наказывайте не за то, что ребенок «плохой», а за то, что он ПОСТУПИЛ ПЛОХО. При этом не забывайте проявлять любовь и уважение к ребенку так, как если бы он был взрослым, как к равному себе. Не забывайте, что и наказание в конечном итоге должно происходить из любви, а не для того, чтобы продемонстрировать, что вы ребенка не любите, если он плохо себя ведет. И уж конечно, совершенно недопустимо делать то, что делают некоторые горе-мамаши, даже не задумываясь, как они больно ранят собственного ребенка, а именно говорить нечто вроде: «Вот не будешь меня слушаться — любить тебя не буду». Это уж и вовсе изуверство над детской душой. Для ребенка услышать, что мама лишает его любви, — трагедия, которую детская душа пережить просто не в состоянии. Это смерти подобно. Детское подсознание только и может, что загнать эту боль поглубже, чтобы не осознавать ее, не думать о ней, не помнить ее, — подальше в глубины души, чтобы она там осела в виде гигантского чувства вины, порождающего карму.
В-третьих, чтобы не распространять карму, воздержитесь от внедрения в других людей индуктивных мифов — особенно если заметите, что таким образом вы внедряете в человека чувство, что он несовершенен, плох, хуже вас, — в общем, чувство вины. Конечно, каждому бывает приятно «обратить человека в свою веру». Признайтесь, бывает и с вами такое? Вот вы узнали что-то новое, к примеру, из какой-то