Ч Ледбитер

Чакры ЧЛедбитер

высших планов. Это, вероятно, и послужило причиной того, почему в санскритских работах мало или вообще не говорится о поверхностных чакрах, но много о центрах в позвоночнике и о процессе прохождения через них кундалини.

Кундалини описывается как дэви, или богиня, сверкающая как молния, которая спит в корневой чакре, свернувшись, словно змея, в три с половиной оборота вокруг сваямбху-линга и закрывая своей головой вход в сушумну. Ничего не сказано о том, что внешний слой этой силы активен у всех людей, но подчеркивается, что даже когда она спит, кундалини "поддерживает дыхание всех живых существ"*. И о ней говорят как о Шабда Брахмане в человеческом теле. "Шабда" означает "слово", или "звук", таким образом, здесь упоминается Третий Аспект Логоса. Говорится, что в процессе сотворения мира этот звук исходил в четыре этапа. Возможно, мы не сильно ошибемся, если соотнесем это с нашими западными концепциями трех состояний (тело, душа, дух) и четвертого, как соединения с Богом, или с Вездесущим Духом.

__________

* А.Авалон. "Змеиная сила", Киев, 1994, стр.85.

Пробуждение кунддлини

Цель йогов — пробудить спящую часть кундалини, а затем заставить её постепенно подняться по каналу сушумна. Для этого предписаны различные методы, включая использование воли, особые способы дыхания, мантры, разнообразные позы и движения. В "Шива-Самхите" описаны десять мудр, которые названы лучшими для этой цели; большинство из них включают в себя все перечисленное одновременно. Показывая эффект одного из таких методов, Артур Авалон описывает пробуждение внутренних слоев кундалини следующим образом:

"Тепло в теле становится очень сильным, и кундалини, чувствуя это, пробуждается от своего сна, подобно тому как змея, которую ударили палкой, шипит и выпрямляется. Затем она входит в Сушумну".*

__________

* "Змеиная сила", с. 142.

Говорится, что в некоторых случаях кундалини может пробуждаться не только усилием воли, но и при травме — от удара или при физическом воздействии. Недавно я слышал от одного из наших лекторов по теософии, что он столкнулся с таким примером во время своего путешествия по Канаде. Женщина, совсем ничего не знавшая об оккультизме, упала со ступенек подвала в своем доме. Некоторое время она пролежала без сознания, а очнувшись, стала ясновидящей и обрела способность читать чужие мысли и видеть все, происходящее в каждой комнате дома. Этот дар остался у нее навсегда. Предполагается, что в данном случае при падении женщина получила удар в точно такое место и точно такого характера, что это привело к частичной активности кундалини. Конечно же, точно так же, искусственно, мог быть простимулирован любой центр.*

__________

* Рассказывают, что подобный же эффект произвела упавшая со шкафа на голову спящего человека медная статуя Будды. — прим. ред.

Иногда в книгах рекомендуется медитация на чакрах без предварительного пробуждения кундалини. Похоже, именно это имеется в виду в следующих стихах "Гаруды Пураны".

"Муладхара, свадхиштхана, манипурака, анахата, вишуддхи, а также аджна называются шестью чакрами.

Нужно последовательно медитировать на чакрах на Ганешу, на Видхи (Брахму), на Вишну, на Шиву, на Дживу, на Гуру и на Парабрахман, всепроникающий.

Совершив с непоколебимым умом поклонение ментально на всех чакрах, ученику следует повторять Аджапа-гаятри в соответствии с наставлениями Учителя.

Он должен медитировать на Рандхре с перевернутым тысячелепестковым лотосом, на благословенном Учителе внутри Хамсы, чьи лотосоподобные руки освобождают от страха.

Он должен воспринимать тело свое как бы омываемым потоком нектара от ног Его. Совершив обряд пятикратно, пасть ниц и воспеть хвалу Ему.

Затем следует медитировать на кундалини, как двигающейся вверх и вниз, проходя через шесть чакр, и свернутой в три с половиной кольца.

Затем следует медитировать на месте, которое называется сушумна, которая исходит из Рандхры. Этим он продвигается к высшему состоянию Вишну"*.

__________

* Гаруда пурана, XV, 72, 76, 83-87.

Подъем кундалини

Книги скорее намекают, чем объясняют, что происходит, когда кундалини поднимается по каналу сушумна. Позвоночник там называется мерудандой, жезлом Меру, "центральной осью творения", вероятно, тела. Говорится, что внутри него имеется канал, называемый сушумна, внутри него другой канал, называемый ваджрини, а внутри его — еще один, третий, называемый читрини, который "тонок, как паутина". На него нанизаны чакры, "словно узлы на стволе бамбука".

Кундалини поднимается по читрини мало-помалу, по мере