селезенки, в Индии всегда выделяют свадхистхану.
Источники эти незначительно расходится между собой по числу лепестков, но в целом они согласуются с нашим описанием, хотя в Индии по некоторым причинам в число чакр не включают центр на макушке головы, ограничиваясь только шестью чакрами. Венечный центр там называют сахасрара падма — лотос с тысячей лепестков. Меньшая чакра с двенадцатью лепестками внутри него изучена ими и указывается правильно. Шестая чакра у них содержит два лепестка, а не девяносто шесть, но, несомненно, они имеют в виду разделение этого центра на две половинки, упомянутое в 1-ой главе.
Расхождения в количестве лепестков не особенно важны. Например, в "Йога Кундалини Упанишаде" говорится о шестнадцати лепестках сердечной чакры вместо двенадцати, а в Дхьяна Бинду Упанишада" и "Шандилья Упанишада" упоминают о двенадцати, а не десяти спицах в пупочной чакре. Целый ряд работ также описывает другую чакру ниже сердца и несколько центров между межбровной чакрой и макушечным лотосом, которые имеют очень большое значение. В "Дхьяна Бинду Упанишаде" говорится, что лотос в области сердца имеет восемь лепестков, но, судя по описанию медитации на этой чакре (как мы увидим позже), возможно, это относится к вторичной Сердечной чакре, о которой я уже упоминал. Также существуют некоторые разногласия относительно цвета лепестков, как видно из сравнительной таблицы V.
Таблица V. Цвета лепестков лотоса.
Чакра Наши наблюдения Шатчакра Нирупана Шива Самхита Гаруда Пурана
1 Огненно оранжево-красный Красный Красный ...
2 Сияющий, солнцеподобный Ярко-красный Ярко-красный Солнцеподобный
3 Разнообразные красные и зеленые Голубой Золотой Красный
4 Золотой Ярко-красный Темно-красный Золотой
5 Голубой, серебристый, светящийся Дымчато-лиловый Сверкающе-золотой Луноподобный
6 Желтый и лиловый Белый Белый Красный
Неудивительно, что такие различия должны быть зарегистрированы, так как, несомненно, чакры разных людей и рас различаются так же, как и способности их наблюдателей. То, что мы описали в главе I, есть результат тщательных наблюдений множества людей, изучающих оккультизм на Западе, которые предприняли все возможное для сравнения своих наблюдений и подтверждения увиденного ими.
Изображения чакр, сделанные индийскими йогами для своих учеников, всегда символичны и никак не отражают реальный вид чакр, но при этом стараются указать их цвета и количество лепестков. В центре каждого такого изображения находятся: геометрическая фигура, буква санскритского алфавита, животное и два божества, мужское и женское. Для примера рассмотрим изображение cердечной чакры из книги "Змеиная сила" Артура Авалона и попытаемся объяснить, что же означают различные символы чакр.
Изображения чакр
Цель лайа или кундалини йоги та же, что и любой другой формы индийской йоги — соединить душу с Богом. А для этого необходимы усилия трех видов — усилия Любви, Мысли и Действия. Хотя в одной школе йоги особое внимание может уделяться только усилию Воли (учение "Йога Сутры"), в другой — главным образом предписывается Великая Любовь (так учил Арджуну Шри Кришна в "Бхагавад Гите"), тем не менее всегда подчеркивается, что усилия должны прилагаться во всех трех направлениях. Патанджали предлагает начинающему такие три этапа: тапас, или очищение, свадхьяя, или изучение духовного, и Ишвара пранидхана, или постоянная преданность Богу. Шри Кришна, пояснив своему ученику, что Мудрость — наиболее ценное средство служения и наибольшее жертвоприношение, которое можно совершить, добавляет, что она может быть познана только Преданностью, Исследованием и Служением, и завершает свою речь знаменательными словами: "Мудрости научат тебя Мудрецы, Провидцы истины". В книге "У ног Учителя", которая является одним из самых современных изложений восточных учений, упоминаются те же три усилия, ибо готовность кандидата включает умение различать, практику хорошего поведения и развитие любви к Богу, Гуру (или Учителю) и человеку.
Для понимания йоговских изображений чакр необходимо постоянно помнить, что они предназначены для помощи кандидату по всем трем направлениям развития.