Асмолова

Воздействие занятий тайцзицюань на человека

задания и продолжительность цикла связанных воедино движений.

ЧЕТКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ «ПУСТОГО» и «ПОЛНОГО», УСТОЙЧИВОСТЬ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ТЕЛА

Овладев основными формами и правилами движений тайцзицюань, следует обратить особое внимание на «пустое» и «полное» в движениях, на центр тяжести тела. При этом во время выполнения упражнений фиксируют внимание и на переходах отдельных частей тела из «пустого» (не-нагруженного) состояния в «полное» (нагруженное) и обратно. Необходимо четко различать эти состояния, не выпуская из поля своего внимания и последовательность движений, и непрерывность движения так, чтобы сознание шло непрерывным потоком с начала и до конца упражнения.

При отсутствии четкости в переливании тяжести с одной ноги на другую, из одной части тела в другую не получаются как надо переходы вперед и назад, откаты и накаты; движения замедляются, теряют устойчивость, а неустойчивое положение центра тяжести нарушает весь ход выполнения комплекса.

Вспомним, что приложение силы подчиняется тому же правилу, что и вытягивание шелковинки из кокона. Шаг же занимающегося уподобляют кошачьему: так он легок, мягок, плавен, грациозен, бесшумен. Добиться такого шага можно только тогда, когда тело и конечности хорошо сбалансированы в движении. Но как бы ни были сложны движения тайцзицюань, упражняющемуся должно быть прежде всего удобно, он не должен торопиться и не должен быть скован. И в этом заключается основное требование системы.

Прежде чем сделать поворот, нужно хорошо сбалансировать тело, то есть привести его в состояние устойчивого равновесия, и только после этого поднять ногу и переставить ее вперед или в сторону. При движении назад или вперед сначала надо поставить ногу, а затем постепенно перенести центр тяжести. Достичь устойчивого равновесия тела помогают опускание плеч, «пустые» и «полные» движения руками. Натренированный ученик никогда не потеряет равновесия при любом темпе выполнения движения: и при очень медленном, и при очень быстром. Его не откачивает в сторону, и верхняя часть его тела никогда не бывает тяжелее нижней.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

Допускать, чтобы упражнения затрудняли дыхание, нельзя. Естественность дыхания — непременное условие занятий.

Состояние расслабления, ненапряженные, мягкие, хорошо сбалансированные, гармоничные движения способствуют опусканию дыхания в даньтянь и его углублению, сохранению его естественного ритма. При работе с начинающими не рекомендуется обращать специальное внимание на дыхание. Оно при правильном выполнении упражнений устанавливается самопроизвольно. Считается, что такое естественное — глубокое и равномерное — дыхание через живот стимулирует работу даньтяня, позволяет использовать емкость легких в полной мере.

Чтобы как следует осознать физиологию этого типа дыхания, «прочувствовать» его, хорошо в подготовительный период занятий включить специальные дыхательные упражнения в положении стоя, предварительно научившись расслабляться и принимать правильное положение тела. Можно при этом мысленно сконцентрировать и удерживать внимание на даньтяне, можно, особенно в самом начале, выполнять упражнение, сложив руки на даньтяне, что одновременно согревает и дополнительно расслабляет это место и в то же время позволяет рукам, лежащим на животе, чувствовать, как происходит этот процесс.

В ряде китайских источников естественное дыхание описывается так:

* 1. Вдох и выдох осуществляются через нос.

* 2. Дыхание тонкое и медленное, едва заметное и по возможности беззвучное.

* 3. Вдох и выдох чередуются естественно, без задержек и без напряжения.

* 4. Дыхание возникает из даньтяня.

* 5. При вдохе диафрагма опускается в низ живота и в сторону таза, благодаря чему передняя стенка живота поднимается и дыхание (энергия ци) может опуститься в даньтянь.

* 6. При выдохе идет процесс расслабления, передняя стенка живота опускается, диафрагма возвращается на свое место, поднимаясь.

Еще легче овладеть этим типом дыхания, если, обучаясь, сконцентрировать свое внимание на процессе работы диафрагмы. Когда ее подвижность восстанавливается, дыхание через даньтянь происходит естественным образом.

В достаточной степени овладев движениями, можно координировать с ними дыхание, руководствуясь чувством протяженности и темпом движения, а также рядом правил. Хотя существуют определенные тонкости, но в целом можно руководствоваться следующим:

вдох: при сгибании рук, их поднятии, «оттягивании», движении вверх, «раскрытии», разведении;

выдох: при вытягивании рук, при выбросе ноги, при опускании рук, их