In Search of the Miraculous: Fragments of an Unknown Teaching) обычно считается лучшим и наиболее обширным изложением многих гурджиевских идей. Гурджиев сам одобрил эту книгу как изложение того, чему он учил в тот период, когда Успенский был рядом с ним. Я много раз перечитывал ее. Это не простая книга, но она стоит того, чтобы ее постичь. Она представляет также и космологические идеи Гурджиева, которые отчасти глубоки, а отчасти ошибочны. Так, по крайней мере, мне кажется.
Читая эту книгу, нужно иметь в виду, что Успенский в свое время расстался с Гурджиевым, так что он действительно представляет лишь "фрагменты", а не полную систему, в чем честно признается и в тексте книги, и в ее названии. Успенский был блестящим интеллектуалом, может быть, несколько однобоким в том смысле, который проясняется в 14 главе книги, и я полагаю, что он ушел от Гурджиева тогда, когда не смог больше справляться с эмоциональными аспектами работы. Постарайтесь по мере чтения преодолеть чрезмерную интеллектуальность книги.
Успенский написал также гораздо более короткое введение в гурджиевскую работу, книгу "Психология возможной эволюции человека" (The Psychology of Man's Possible Evolution). Я рекомендую прочесть ее до того, как вы приступите к чтению книги "В поисках чудесного". После знакомства с этими двумя пособиями у вас может появиться желание прочитать "Четвертый Путь: запись бесед и ответов на вопросы по учению Г.И.Гурджиева" (The Fourth Way).
Еще одно короткое введение в идеи Гурджиева - глава Кэтлин Риордан (теперь Спиз) в моей книге "Трансперсональные психологии". Позже она расширила эту главу до прекрасной небольшой книги "Работа Гурджиева" (K.Riordan-Speeth. The Gurdjieff Work. Berkeley: And/Or Press, 1976).
Джон Беннет некоторое время работал с Гурджиевым, а также изучал другие психологические и духовные учения. Его книги произвели на меня впечатление умных и честных попыток скорее понять Гурджиева, нежели пересказывать его идеи. Его основная работа "Гурджиев: создание нового мира" (J.Bennett. Gurdjieff: Making a New World. N.Y. Harper & Row, 1976) сочетает представление некоторых гурджиевских идей с историческим фоном и размышлениями об их значении.
Книга Роберта де Ропа "Мастерская игра: пути к высшему сознанию за пределами психоделического опыта" (R. de Ropp. The Master Game: Pathway to Higher Consciousness beyond the Drug Experience. N.Y., Dell, 1968) - полезное введение в гурджиевские идеи в контексте психоделической революции конца 60-х годов; ее контекст шире, чем в обычных книгах о Гурджиеве. В книгах де Ропа можно почувствовать сильный налет негативного отношения к обычным людям, что необходимо иметь в виду при чтении. Когда я читал его автобиографию "Путь воина: вызовы игр жизни" (Warrior's Way: The Challenging Life Games. N.Y., Delacorte, 1979), я понял корни этого отношения и был восхищен его блистательной победой над трудностями, которыми жизнь может усеять наш путь. Морис Николл - психолог, который до увлечения гурджиевскими идеями учился у Карла Юнга. Пять томов его "Психологических комментариев к учению Гурджиева и Успенского" (Maurice Nicoll. Psychological Commentaries on the Teaching of Gurdjieff and Ouspensky) - ценная и вдохновляющая работа. Он также интересовался связью идей Гурджиева с ранним и эзотерическим христианством и выдвинул в этой связи несколько оригинальных идей в "Евангелии Марка" (The Mark. Boston, Shambala Publ., 1985) и "Новом человеке" (The New Man. Boston, Shambala Publ., 1985).
Книга Майкла Уолдберга (M.Waldberg. Gurdjieff: An Approach to His Ideas, London, 1981) - короткое и полезное введение, так же как и "Изучение гурджиевского учения" Кеннета Уолкера (K.Walker. A Study of Gurdjieffs Teaching) и "К пробуждению: подход к учению, оставленному Гурджиевым" Джин Вейс (J.Vayss. Toward Awakening: An Approach to the Teaching, Left by Gurdjieff).
Читатель, который захочет составить представление обо всем, что написано о Гурджиеве, может обратиться к авторитетному реферату Дж. Уолтера Дрисколла "Гурджиев: аннотированная библиография" (J.W.Driscoll. Gurdjieff: An Annotated Bibliography). Книга содержит 1146 ссылок на англоязычные публикации, 581 - на франкоязычные и некоторое количество - на публикации на других языках, так что это наиболее полная библиография, на какую только можно надеяться. Многие ссылки - просто мимолетные упоминания, но есть и множество существенных ссылок. Оценка некоторых отзывов о Гурджиеве как неверных или незначимых с точки зрения автора несколько разрушает атмосферу