абстрактное мыш- ║
║ │ │ │ │ ление, разум и ║
║ │ │ │ │ индивидуальное ║
║ │ │ │ │ самоосознание{18}║
║──┼────────────┼──────────────┼─────────────────┼──────────────────╢
║ 4│ Виджнямайя │ Карана Шарира│ Тело причин │ "мотивирующая" ║
║ │ покров │ низший буддхи│ (каузальное) │ сфера и бытовая ║
║ │ мудрости │ Ишвара │ Тело просветленя│ творческая ║
║ │ │ высший буддхи│ (буддхическое) │ интуиция ║
║──┼────────────┼──────────────┼─────────────────┼──────────────────╢
║ 5│ Анадамайя │ Лила │ Тело блаженства │ надличные формы ║
║ │ покров │ Майтхуна │ (нирваническое) │ восприятия ║
║ │ благодати │ │ │ ║
╚══╧════════════╧══════════════╧═════════════════╧══════════════════╝
Таблица 2
8 7 6 5 4 3 2 1
Лила
Ишвара
Карана Шарира
Арупа Манас
Кама Арупа
Рупа Манас
Кама Рупа
Сукшма Пр.
Стхула Пр.
╔══╤════════════╤════════════════════════════════╤══════════════════╗
Примечания
1) ТАНТРЫ - общее название обширного ряда произведений
религиозного, философского, йогического и магического
содержания. Различают индуистские и буддистские тантры. Слово
"тантра" буквально означает "обеспечение расширения,
размножения, продолжения рода". Некоторые исследователи считают,
что первоначально это слово являлось названием ритуальной
практики земледельческой магии и выражало его цель (увеличение
урожая). Термин "тантра" может быть проинтерпретирован и как
"тайный - оберегаемый - текст" (тан+тра).
2) Изучение совокупности которых может составить основу для
СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ЧАКР. Очевидно, однако, что попытки
определить частные функции элементов системы не могут быть
успешными без общей картины ее целостной функции.
3) Один местный адепт точно подметил, что теоретически
неоформленное знание о деятельности центров зафиксировано в ряде
выражений разговорной речи - таких, например, как "голова
пухнет", "твердолобый человек", "ком в горле", "сердце
сжимается", "душа хоть не существует, но болит", "екнуло под
ложечкой", "стало жарко в паху", "очко взыграло" (последнее
подразумевает непроизвольное сокращение ануса в момент
опасности) и т.д. В индуистской традиции вышеперечисленные
центры называют соответственно -снизу вверх- МУЛАДХАРА,
СВАДХИСТАНА, МАНИПУРА, АНАХАТА, ВИШУДХА и САХАСРАРА.
4) Все внутренние органы снабжены рецепторами, так
называемыми ИНТЕРОРЕЦЕПТОРАМИ, несущими информацию о внутренней
среде организма. Рецепторы, несущие информацию о внешней среде и
составляющие пять органов чувств, называются ЭКСТЕРОРЕЦЕПТОРАМИ.
5) Тема и объем настоящей статьи не позволяют
сколько-нибудь подробно останавливаться на рассмотрении столь
сложного явления, как неспецифическая активация, механизмы
которой представлены в предельно упрощенном и схематизированном
варианте. Подробнее о НАС см. [7],[23], [27], [45], [70], [79],
[69]-[93]. Последняя работа из указанных здесь в значительной
степени устаревшая, отражает важный этап развития
научно-популярных представлений о НАС.
5) Следует заметить, что биоэлектромагнитные поля создает
не только мозг. Эти поля, - возможно, с иными параметрами, -
должны генерировать все электрогенные органы, и не последнюю
роль в этом играют, по всей вероятности, сплетения вегетативной
нервной системы, входящие в состав различных Чакр.
6) Всего упоминается пять покровов: покров пищи - АННАМАЙЯ
КОША, покров жизни - ПРАНАМАЙА КОША, покров ума - МАНОМАЙЯ КОША,
покров мудрости - ВИДЖНАМАЙЯ КОША, покров благодати - АНАДАМАЙЯ
КОША.
7) Майя - иллюзия (дословно - "мастерство обмана"). В
зависимости от исходных философско-теоретических постулатов в
это понятие вкладывается различное содержание. Можно сказать,
например, что будучи "свидетелем покровов", человек тем не менее
последовательно отождествляет себя с каждым из них, превращая
его в иллюзорное (воображаемое) "я". Для современного
среднестатистического человека характерно отождествление себя с
"покровом ума".
8) "Жизнь - другое основное