сообразно этому, до тех пор не стать ей самой
"благодатью", - но она может быть "в благодати"... Именно
сначала надо быть в благодати, чтобы потом стать самой
благодатью. Высшее действие благодати - привести к тому, что она
есть сама!" [77,134-138].
Окончательно сливаясь со зримым, зрящий исчезает, "входит в
ничто", во всепоглощающее "космическое влагалище", в Нирвану,
тождественную Сансаре. {15} Это ничто суть все - все покровы
Майи, не замаскированные более под "я", но ставшие им. "Откажись
от Пуруши в себе и стань Пракрити", - призывают все Тантры, -
"Тем самым ты обретешь единое тело и займешь место в вечности"
[цит. по 74].
----------------
Итак, мы попытались демифологизировать классическую
_пространственную модель внутреннего мира_ - учение о
"покровах", последовательно скрывающих под собой действительного
"свидетеля покровов". Рассмотрев эти древние представления в
свете современных знаний об "этажах" нашей психики, мы пришли к
выводу, что различные "покровы" могут быть соотнесены с
различными уровнями восприятия внешнего и внутреннего мира. При
этом на внешний мир отводится один "покров", а на внутренний -
три "покрова"; пятый "покров" относится как к внешнему, так и к
внутреннему:
1) Аннамайя - отражение внешних объектов: восприятие
_внешних ощущений_.
2) Пранамайя - отражение внутренних состояний организма
(соматика и вегетатика); восприятие _внутренних ощущений_.
3) Маномайя - отражение субъективных явлений или отражение
отражения; {16} восприятие _переживаний_, которые включают в
себя эмоциональную и интеллектуальную составляющие.
4) Виджнямайя - отражение результатов синтеза информации о
внешней и внутренней среде организма в надсознательной "сфере
программирования" - в том числе _воля, память, и интуиция_.
5) Анандамайя - отражение результатов эволюционного
расширения самосознания: уровень _надличных форм восприятия_,
охватывающего все "покровы".
Взаимное соотношение "покровов", "планов", "тел" и их
психофизиологических соответствий представлено в табл. 1.
Уточним, что если термин "_покровы_" применяется для обозначения
качественно различных уровней восприятия, то то термин "тела"
или "оболочки" - для обозначения качественно различных объектов
восприятия в границах "покровов". Поскольку человек живет, как
правило, "автоматически" и не обладает устойчивым восприятием
соответствующих "телам" функций, некоторые традиции утверждают,
что эти "тела" - эфирное, энергетическое, витальное, ментальное,
каузальное, буддхическое и нирваническое - не даны человеку
изначально и что ему необходимо их СОЗДАВАТЬ. {17}
Что касается "космических планов", к которым якобы
принадлежат эти "тела", то, согласуясь с постулатом "как вверху,
так и внизу", мы предположили, что "планы" представляют собой
волновые диапазоны _всеобщего поля_, существующего изначально
только на физическом плане. Всеобщее поле возникает и
развивается параллельно с эволюцией органического мира, так что
различные его диапазоны как бы фиксируют различные этапы этой
эволюции. В то же время оно _первично по отношению к каждому
отдельному индивидуальному организму_, оказывая на него
непосредственное формирующее воздействие ВО ВСЕХ ДИАПАЗОНАХ.
Возникло ли указанное поле в процессе эволюции органической
жизни на Земле или сама эта эволюция была обусловлена
погруженностью нашей планеты в _космические_ поля, создаваемые
эволюционирующей органической жизнью во многих уголках
вселенной, - "поля жизни", "поля разума" и "поля
суперментальные"? Очевидно, время для ответа на этот вопрос еще
не наступило. Мы, во всяком случае, не выходим в своем
рассмотрении за рамки геоцентрической модели.
Как бы там ни было, с "полевой" точки зрения все живые
существа, в том числе люди, представляют собой сложнейшие
приемопередающие устройства, обладающие различной степенью
чувствительности и настроенные на различное число диапазонов
частотного спектра. На индивидуальном уровне такая включенность
во всеобщие "полевые" процессы отражается в форме различных
психических и физиологических функций.
Имеется ли действительно какая-либо необходимость в
гипотезе о "всеобщем поле", или же эта гипотеза