Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

Если персонификация причинного уровня в форме "Ангела

Хранителя" или "Беса Вредителя" представляет собой по существу

воплощение _бытовой интуиции_ (положительной или отрицательной

соответственно), то Ишвара воплощает в себе сферу

надсознательных _механизмов творчества_ - источник любых

качественно новых проявлений в сознании и действии. Природа

этого источника во все времена истолковывалась различно - в

соответствии с верованиями и образованием людей, входивших с ним

в _сознательный контакт_.

Функции Ишвары прямо противоположны функциям описанной выше

Карана Шариры: он нацелен не на сохранение частных постижений, а

на их преодоление. В его задачу входит сохранение _процесса

развития_.

По существу Ишвара представляет собой ту неосознаваемую

сферу сознания, которую Н.В.Симонов вслед за К.С.Станиславским

называл "сверхсознанием". Симонов рассматривает сверхсознание

как "один из психологических механизмов, благодаря которому

объективные потребности развития общества трансформируются в

мотивы поведения отдельного человека" [63,360].

"Сверхсознание способствует развитию в самом прямом смысле

этого слова, нередко опрокидывая глубоко усвоенные нормы во имя

более важных, хотя и неосознаваемых норм и ценностей, отказ от

которых несовместим с _развитием_ человеческой цивилизации..."

Поскольку же "этим высшим ценностям, накопленным человечеством

на протяжении столетий, должно быть обеспечено надежное

хранилище от превратностей и противоречивости сиюминутных

влияний" [60,62-64], механизм сверхсознания, как говорит

Симонов, "осознанию не подлежит".

С другой стороны, Ишвара - это не просто "Хранитель Пути",

но именно "Учитель Учителей", источник инсайтов или интуитивных

озарений - способности к ускоренному, внезапному переходу от

старых форм знания к новым" [30,125]. Персонифицированный Ишвара

- это Господь йогинов, объект их почитаний и преклонения. Йогины

полагают, что всеми своими достижениями они обязаны Ему, а не

своим сознательным усилиям, что все в конечном счете зависят от

Его милости.

С объективистской точки зрения Ишвара представляет собой

общее определение для ряда "неосознаваемых форм высшей нервной

деятельности, которые проявляются, в частности, в виде

интеллектуальной интуиции, и как таковые ничего "мистического" в

себя не содержат. "Мистическим" является ОБЩЕНИЕ, сознательный

контакт с Ишварой.

Плодами деятельности этих скрытых уровней обработки

информации, "уроками Ишвары" несознательно пользуется каждый

человек. Такое пользование подобно сбору диких плодов; йогины

же, так сказать, занимаются "организованным сельским

хозяйством". Выделив в себе _себя_ и _Ишвару_, они вступают с

ним в ЛИЧНЫЕ отношения, сознательно определяют общение с ним

целью своих стремлений. Ишвара становится желанным "другим" в

нас. Такая _внутренняя психологическая позиция_, эмоционально

окрашенная всей гаммой личностных отношений, служит активатором

надсознательных процессов и в огромной степени усиливает их

интенсивность" [30].

Однако, позиция эта должна быть _активной_. Характерная

особенность внутреннего Учителя, в корне отличающая его от

"внешних" учителей, состоит в том, что он не только никогда не

настаивает на своей точке зрения, но говорит лишь тогда, когда

мы страстно его вопрошаем, и молчит, если вопроса нет или вопрос

задан поздно. Интуиция, подобно компьютеру, выдает самое

компактное и совершенное решение, исходя при этом только из

заложенных в нее исходных данных. Но достаточны ли эти данные?

Все ли учтено? Поэтому НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ КОНТАКТА С

НАДСОЗНАТЕЛЬНЫМ УЧИТЕЛЕМ ЯВЛЯЕТСЯ СОЗНАТЕЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВО

ИСКУССТВА ВОПРОШЕНИЯ.

Так, согласно Патанджали /Йогасутры, [2,45]/, задача двух

первых ступеней йоги заключается в создании условий для

Ишварапрадиханы, "принесение всего в жертву Ишваре". Цель Йоги

может быть достигнута только в том случае, если вся

жизнедеятельность и вся сфера сознательного целеполагания

поставлены на службу этому надсознательному принципу: "Что отдал

- твоим пребудет, что не отдал - потерял". Брамана Чаттерджи

пишет, что "раскрытие принципа Буддхи в человеке превращает его

в "Посвященного" [73,50].

Итак, здесь были рассмотрены два уровня "покрова мудрости"

- статический