Если персонификация причинного уровня в форме "Ангела
Хранителя" или "Беса Вредителя" представляет собой по существу
воплощение _бытовой интуиции_ (положительной или отрицательной
соответственно), то Ишвара воплощает в себе сферу
надсознательных _механизмов творчества_ - источник любых
качественно новых проявлений в сознании и действии. Природа
этого источника во все времена истолковывалась различно - в
соответствии с верованиями и образованием людей, входивших с ним
в _сознательный контакт_.
Функции Ишвары прямо противоположны функциям описанной выше
Карана Шариры: он нацелен не на сохранение частных постижений, а
на их преодоление. В его задачу входит сохранение _процесса
развития_.
По существу Ишвара представляет собой ту неосознаваемую
сферу сознания, которую Н.В.Симонов вслед за К.С.Станиславским
называл "сверхсознанием". Симонов рассматривает сверхсознание
как "один из психологических механизмов, благодаря которому
объективные потребности развития общества трансформируются в
мотивы поведения отдельного человека" [63,360].
"Сверхсознание способствует развитию в самом прямом смысле
этого слова, нередко опрокидывая глубоко усвоенные нормы во имя
более важных, хотя и неосознаваемых норм и ценностей, отказ от
которых несовместим с _развитием_ человеческой цивилизации..."
Поскольку же "этим высшим ценностям, накопленным человечеством
на протяжении столетий, должно быть обеспечено надежное
хранилище от превратностей и противоречивости сиюминутных
влияний" [60,62-64], механизм сверхсознания, как говорит
Симонов, "осознанию не подлежит".
С другой стороны, Ишвара - это не просто "Хранитель Пути",
но именно "Учитель Учителей", источник инсайтов или интуитивных
озарений - способности к ускоренному, внезапному переходу от
старых форм знания к новым" [30,125]. Персонифицированный Ишвара
- это Господь йогинов, объект их почитаний и преклонения. Йогины
полагают, что всеми своими достижениями они обязаны Ему, а не
своим сознательным усилиям, что все в конечном счете зависят от
Его милости.
С объективистской точки зрения Ишвара представляет собой
общее определение для ряда "неосознаваемых форм высшей нервной
деятельности, которые проявляются, в частности, в виде
интеллектуальной интуиции, и как таковые ничего "мистического" в
себя не содержат. "Мистическим" является ОБЩЕНИЕ, сознательный
контакт с Ишварой.
Плодами деятельности этих скрытых уровней обработки
информации, "уроками Ишвары" несознательно пользуется каждый
человек. Такое пользование подобно сбору диких плодов; йогины
же, так сказать, занимаются "организованным сельским
хозяйством". Выделив в себе _себя_ и _Ишвару_, они вступают с
ним в ЛИЧНЫЕ отношения, сознательно определяют общение с ним
целью своих стремлений. Ишвара становится желанным "другим" в
нас. Такая _внутренняя психологическая позиция_, эмоционально
окрашенная всей гаммой личностных отношений, служит активатором
надсознательных процессов и в огромной степени усиливает их
интенсивность" [30].
Однако, позиция эта должна быть _активной_. Характерная
особенность внутреннего Учителя, в корне отличающая его от
"внешних" учителей, состоит в том, что он не только никогда не
настаивает на своей точке зрения, но говорит лишь тогда, когда
мы страстно его вопрошаем, и молчит, если вопроса нет или вопрос
задан поздно. Интуиция, подобно компьютеру, выдает самое
компактное и совершенное решение, исходя при этом только из
заложенных в нее исходных данных. Но достаточны ли эти данные?
Все ли учтено? Поэтому НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ КОНТАКТА С
НАДСОЗНАТЕЛЬНЫМ УЧИТЕЛЕМ ЯВЛЯЕТСЯ СОЗНАТЕЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВО
ИСКУССТВА ВОПРОШЕНИЯ.
Так, согласно Патанджали /Йогасутры, [2,45]/, задача двух
первых ступеней йоги заключается в создании условий для
Ишварапрадиханы, "принесение всего в жертву Ишваре". Цель Йоги
может быть достигнута только в том случае, если вся
жизнедеятельность и вся сфера сознательного целеполагания
поставлены на службу этому надсознательному принципу: "Что отдал
- твоим пребудет, что не отдал - потерял". Брамана Чаттерджи
пишет, что "раскрытие принципа Буддхи в человеке превращает его
в "Посвященного" [73,50].
Итак, здесь были рассмотрены два уровня "покрова мудрости"
- статический