и ментальных процессов. Все индивидуальные поля
погружены в это всеобщее поле и восприимчивы к его влияниям в
свойственных для них диапазонах частот, обусловленных
специфическими характеристиками систем Чакр, порождающих данные
индивидуальные поля.
По мере развития и усложнения индивидуальных осознаваемых
психических и познавательных процессов, во всеобщем поле
образовался новый, более тонкий диапазон, отражающий
деятельность _неосознаваемых_ механизмов фиксации, накопления и
обработки информации - так называемых "неосознаваемых форм
высшей нервной деятельности" [6].
Некоторые авторы указывают, что бессознательное
представляет собой не просто отдельную, изолированную область
психики человека, но "выступает как момент, как составная часть
каждого _познавательного акта_ - ощущения, восприятия,
представления, мышления" [13,130]. В значительной степени
бессознательным является и наше _поведение_; более того,
"инструментальное поведение и его осознание часто противоположны
друг другу: чем эффективнее выполняемые действия, тем меньше мы
их осознаем". [48,124]. Анализ приспособительного поведения
показывает, что "бессознательное по своему объему превосходит
сознание... Оно обеспечивает приспособление организма к
относительно постоянным условиям существования, освобождая
сознание для конструктивно-творческой деятельности в условиях
изменяющейся среды" [13,131].
В сущности все потенциально осознаваемые процессы
бессознательны в том смысле, что обычно протекают независимо от
сознания: сознание лишь реагирует на них. Бессознательным
является, например, процесс речи. Действительно, ведь мы
осознаем слова лишь после того, как они произнесены - если мы
попытаемся сделать произнесение каждого слова сознательным
актом, то вряд ли сможем поддерживать разговор. Этот парадокс
пассивного слушателя - Пуруши и слепой деятельницы - ПРАКРИТИ
становится особенно очевидным во время попыток установить
обязательный контроль над какими-либо процессами, протекающими
"в свете сознания". С пассивностью, "пустотой" сознания
сталкивался каждый человек, внезапно поставленный перед
необходимостью сказать "что-нибудь, безразлично что".
Существуют, однако, и такие области психики, которые весьма
труднодоступны или даже принципиально недоступны
непосредственному восприятию. В тантрической традиции эти уровни
называются ВИДЖНЯМАЙЯ КОШЕЙ или "покровом мудрости". О
существовании его мы можем судить лишь опосредованно - по его
плодам, проявляющихся на уровне Маномайя Коши как воля, память и
интуиция. Указанный покров включает в себя два слоя% "низшего
Буддхи" (собственно буддхи) или Карана Шариру ("тело причин") и
"высшего Буддхи" (Махата, "великого") или Ишвару - "Господа".
В современной йогической литературе категория Буддхи
(дословно "пробужденная", жен. род) принято отождествлять с
европейской категорией "разума", различающего, осознающего
содержание и природу понятий, которыми бессознательно оперирует
Манас, отождествляемый с категорией "рассудка" [5,7-15],
[65,195].
Совершенно не учитывая того факта, что в тантрической
иерархии "уровней проявления" Буддхи лежит _выше_ самоосознания
(Аханкары {13}), данная интерпретация лишает рассматриваемую
систему "уровней проявления" внутренней логики и, по существу,
направлена на ее теоретическую дискредитацию. (О том, как это
делается, смотри [50], главу, посвященную Санкхье). Будучи
свободным от рамок спиритуалистической методологии, мы позволим
себе большую последовательность.
Буддхи (низший Буддхи) действительно можно рассматривать
как "определяющую способность" [15], некую "волю",
контролирующую поток мышления, дающую право на существование
одним мыслям, и отвергающее другие. Однако, в процессе мышления
(не говоря уже о целостном процессе жизнедеятельности) у нашего
_разума_ нет ни необходимости, ни возможности следить за
движениями каждого отдельного пальца во время игры на рояле.
Л.С.Выготский писал об этом, что "сама мысль рождается не из
другой мысли, а из _мотивирующей сферы нашего сознания"
[17,314].
"Мотивирующая сфера" определяется в индуистской традиции
как Карана Шарира, "тело причин" (кстати, словарь