и прочие расстройства "на нервной почве"), и
наоборот - состояние внутренних органов отражается на
эмоциональном состоянии. Так, при расстройствах сердечной
деятельности возникает эмоция страха, функции печени - гневная
раздражительность, функции желудка - апатии и безразличия; при
затруднении в опорожнении полостных органов - чувство
беспокойства [13]. О существовании некоего "витального поля"
может косвенно свидетельствовать "заразительность" эмоций - та
необычайная легкость, с которой они передаются от человека к
человеку. Достаточно сильный "индуктор" может оказывать
эмоциональное воздействие на большие массы людей.
По мере развития такой важной структуры, обеспечивающей
адаптацию к внешней среде, как центральная нервная система, у
живых организмов возникла способность к обработке и накоплению
информации о среде и о своих на нее реакциях. Эта способность,
наблюдаемая уже у животных в форме образного мышления ("низший
ментал", Рупа Манас), у человека получила свое дальнейшее
развитие в форме абстрактного мышления ("высший ментал", Арупа
Манас) и способности сознательного контроля над своим ментальным
потоком, то есть разума.
С обретением самоосознания человек начинает осознавать все
перечисленные уровни "покровов Майи" как "себя" и
отождествляется с ними, становится пространственно и личностно
обособленным индивидумом. Тем самым происходит выделение
индивидуальных "тел" (энергетического, витального и ментального)
из всеобщих _планов_; до появления Аханкары "тела" как бы
растворены на соответствующих им "планах".
Таким образом, канва витальных частотных модуляций,
вплетенная в волновые характеристики того или иного сегмента
энергетического каркаса (т.е. Чакры), оказывается украшенной
канвой "еще более тонких" ментальных частот. При этом
модулированные волны различных диапазонов "энергетического
каркаса", создаваемого непосредственно телом, становятся
несущими для частотных модуляций витального уровня, а последние
- несущими для волн "мысленной информации".
Косвенным подтверждением данной гипотезы может служить тот
факт, что результативность "опытов по передаче мыслей на
расстояние" {12} значительно повышается, если индуктор и
прецепиент пребывают в эмоциональном контакте, а также, если
индуктор находится в состоянии эмоционального возбуждения, а
прецепиент - в состоянии покоя.
Кроме того, "мысленная информация" воспринимается в
образно-чувственной форме. Например, во время опыта, в котором
принимал участие автор настоящей статьи, в котором были
соблюдены все вышеуказанные условия, неизвестное целевое слово
вспыхнуло огненными буквами у автора перед закрытыми глазами.
В отличие от теософской, тантрическая традиция не выделяет
витальный и ментальный план в самостоятельные уровни проявления,
рассматривая их как два взаимопроникающих аспекта Маномайи Коши
- "покрова души" или уровня восприятия _осознаваемых психических
и познавательных процессов_. Действительно, доступный нашему
сознанию внутренний мир представляет собой единство
содержательных и личностно-смысловых аспектов: мы ПЕРЕЖИВАЕМ
содержание нашего внутреннего мира, а не просто ЗНАЕМ его.
[57,97-98]. Эмоции могут быть оторваны от интеллекта лишь в
умственной абстракции, причем именно в таком теоретически
закрепленном разрыве усматривал Л.С.Выготский один из основных и
коренных пороков всей традиционной психологии [17,14].
Итак, индивидуальные поля, несущие информацию о витальных и
ментальных событиях, протекающих в сознании их владельцев,
определяются характеристиками их "энергетических каркасов",
несущих информацию о событиях, проистекающих в их телах. Подобно
тому, как совокупность индивидуальных "энергетических каркасов"
различных видов живых существ создает всеобщую "организующую
матрицу", - "поле жизни" с очень широким диапазоном частот
(наиболее полно представленными в "организующей матрице"
человека), обеспечивающем сохранение эволюционно оправдавших
себя видов, - совокупность индивидуальных витальных и ментальных
полей создает всеобщие диапазоны частот ("витальный план" и
"ментальный план"), "параллельные" энергетическому диапазону и
обеспечивающие сохранение и воспроизведение тех или иных
витальных