Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

структур.

Чакры с этой точки зрения могут рассматриваться как нечто

вроде приемо-передающих устройств, точек включения

индивидуального организма в соответствующие диапазоны

породившего его всеобщего "поля жизни". Таким образом, Чакры

несут информацию не только о событиях, происходящих в организме,

но и о событиях, происходящих в "эфире" всего данного диапазона;

более того, обладая достаточным опытом, при помощи Чакр из

"эфира" можно получать целевую информацию - например, о

состоянии тех или иных органов конкретного организма.

Осознание биопольной информации, воспроизводимой нашими

телами, может происходить как на уровне смутных висцеральных

ощущений, так и на уровне "визуальных транскрипций" - зрительных

образований. В случае чистой визуализации, протекающей на фоне

полного угнетения функций всех пяти органов чувств, информация

такого рода полностью определяет объектный аспект нашего

сознания - мы попадаем в один из "астральных миров".

Характерной особенностью тантрической теории является

представление об иерархии "миров", создающих целостный

психофизиологический организм человека.

Эти "миры" или "планы" относятся к различным слоям так

называемых "покровов Майи" Согласно постулату "как наверху, так

и внизу", эти покровы {6} одновременно являются как объективными

"уровнями реальности", так и субъективными "уровнями восприятия"

[61].

В традиционной интерпретации учение о "пяти покровах"

рассматривается прежде всего как _космологическая теория_,

трактующая об "уровнях проявления" непроявленного духа, о

последовательном "огрублении" духа в результате "несхождения"

его в материю /см.напимер, [58], [13], [42-49]/. Развивая,

"утоньшая" свое сознание, человек оказывается способным входить

в соприкосновение со все более тонкими "уровнями проявления".

Различные оккультные течения предлагают различные варианты

такого членения объективной реальности по "уровням"

/см.предисловие к [53]/. Несмотря на расхождение в терминологии

и количестве выделяемых "уровней" /"планов"/, все оккультные

теории эволюции и строения вселенной создаются по той же схеме

"от тонкого к грубому", что и приведенная выше система пяти

"покровов Майи". {7}

Что послужило физической основой для возникновения теорий о

"планах" или "уровнях" реальности? Попробуем разобраться в этом

на примере концепции "пяти покровов".

Происхождение ее, несомненно, психологическое. Перед нами

не ТЕОРИЯ, а именно ОПИСАНИЕ, перечень тех уровней восприятия, с

которыми мы сталкиваемся, обращаясь к наблюдению _своего

собственного_ тела и внутреннего мира. Сущность этой

классификации до некоторой степени скрыта благодаря

"объяснительной" функции используемых в ней терминов.

Так, наиболее грубым и очевидным уровнем восприятия

является восприятие нашего физического тела как вещи среди

других вещей предметного мира. Материал для тела поступает из

поглощаемой нами пищи, поэтому оно и называется "покровом пищи".

Однако, тело дано нам и во внутреннем ощущении. Эти ощущения

связаны, прежде всего, с различными движениями - движениями тела

и движениями в теле. Источником же этих движений древние считали

дыхание, отметив, что к самопроизвольному движению способно лишь

то, что дышит. Да и сами движения в теле подобны ветрам,

дуновеньям /Вайю/. Поэтому восприятие "схемы тела" было названо

"покровом дыхания" или "покровом жизни" {8}. Далее, объектами

восприятия могут становиться осознаваемые нами психические и

познавательные процессы, т.е. актуальное содержание нашего

внутреннего мира. Этот уровень восприятия был назван "покровом

ума" или "покровом души". Далее мудрецы оказались способными

различить, что мудрость или творческое разрешение

трудноразрешимых проблем приходит к нам из какого-то

надсознательного источника. Этот уровень дан нам лишь

опосредованно - в своих плодах - и был назван "покровом

мудрости". Далее, - что является для человека непреходящим

счастьем и радостью? Мудрецы, посвятившие себя исследованию

этого вопроса, пришли к выводу, что непреходящее счастье не

может быть основано на каких-либо объектах по причине их

преходящей природы, но оно становится фактом в случае

преодоления