свяжет вас, если вы сбросите свое ярмо, но не перед дверью тюрьмы человека? Каких законов вы убоитесь, если будете плясать, не наталкиваясь на железные цепи человека? И кто приведет вас на суд, если вы сбросите с себя одежды, но не оставите их на пути человека? Народ Орфалеса, ты можешь заглушить барабан и ослабить струны лиры, но кто запретит жаворонку петь? О СВОБОДЕ И просил оратор: - Скажи нам о Свободе. И он ответил: - У городских ворот и у ваших очагов я ви- дел, как вы падаете ниц и поклоняетесь своей свободе, - так рабы заискивают перед тираном и восхваляют его, хотя он убивает их. Да, в храмовой роще и в тени крепости я видел, как самые свободные из вас носят свою свободу, как ярмо и наручники. И сердце мое обливалось кровью, ибо вы можете стать свободными лишь тогда, когда даже само желание искать свободу станет для вас уздой и вы перестанете говорить о свободе как об искомом и достигнутом. Истинно свободными вы станете не тогда, когда лишены забот будут ваши дни и ваши ночи будут избавлены от нужды и горя. А когда ваша жизнь будет опоясана ими, но вы подыметесь над ними нагие, без оков. И как вам подняться над днями и ночами, не разорвав цепей, которыми вы сковали свой полдень на заре своего постижения? Истинно, то, что вы называете свободой,- самая крепкая из этих цепей, хотя звенья ее блестят на солнце и слепят ваши глаза. И что, как не частицы вас самих, хотелось бы вам сбросить, чтобы обрести свободу? Если это несправедливый закон, который вы хотели бы отменить, то закон этот был начертан вашей же рукой на лбу вашем. Вам не стереть его, даже если вы бросите в огонь книги законов; вам не смыть его со лбов ваших судей, даже если вы на них выльете целое море. А если это деспот, которого вы хотели бы свергнуть с престола, посмотрите прежде, разрушен ли его престол, воздвигнутый в вашей душе. Ибо, как может тиран властвовать над свободными и гордыми, если нет в их свободе тирании и нет в их гордости стыда? Если это забота, от которой вы хотели бы избавитъся, то эта забота скорее была избрана вами, чем навязана вам. И если это страх, который вы хотели бы изгнать, то источник этого страха - в вашем сердце, а не в руке устрашающего. Истинно, все в вашем естестве движется в неизменном полуобъятии, желанное и ужасающее, отвратительное и заветное, то, что вы ищете, и то, от чего вы бежали бы. Все это движется в вас, как свет и тень, слитые в пары. Когда тень бледнеет и исчезает, угасающий свет становится тенью другого света. Так и ваша свобода, теряя свои оковы, сама становится оковами большей свободы. О РАЗУМЕ И СТРАСТИ Вновь заговорила жрица и просила: - Скажи нам о Разуме и Страсти. И сказал он в ответ: - Часто ваша душа - поле битвы, где разум и воля ведут войну против страстей и влечений. Если бы я мог стать миротворцем в душе ва- шей, если б мне удалось превратить разлад и со- перничество ваших частиц в напев и единство! Но как мне достичь этого, если и вы сами не станете миротворцами, возлюбившими все частицы свои? Ваш разум и страсть - руль и паруса вашей плывущей по морю души. Если ваши паруса и руль сломаны, вы можете носиться по волнам и плыть по течению либо недвижно стоять в открытом море. Ибо разум, когда он властвует один, сила ограничивающая; а одна страсть - пламя, сжигающее само себя. Потому пусть ваша душа вознесет ваш разум на вершину страсти, чтоб он мог петь; и пусть она направляет вашу страсть разумно, чтобы ваша страсть жила, каждый день воскресая, и подобно Фениксу возрождалась из пепла. Хотел бы я, чтобы вы считали вашу волю и ваши влечения двумя дорогими гостями в своем доме. Ведь не будете вы оказывать одному гостю больше почестей, нежели другому; ибо тот, кто более внимателен к одному, теряет любовь и доверие обоих. Когда вы сидите среди холмов, в прохладной тени серебристых тополей, разделяя мир и спокойствие с далекими полями и лугами,- пусть тогда ваше сердце промолвит в тишине: "Бог покоится в разуме". Когда разразится буря и могучий ветер начнет сотрясать деревья в лесу, а гром и молния возгласят величие неба,- пусть тогда ваше сердце воскликнет в благоговении: "Бог движется в страсти". И раз вы дыхание в Божьем мире и лист в Божьем лесу, то и вы покойтесь в разуме и двигайтесь - в страсти. О БОЛИ Потом просила женщина: - Скажи нам о Боли. И он сказал: - Ваша боль - это раскалывание раковины, в которую заключен ваш дар понимания. Как косточку плода нужно расколоть, чтобы его сердцевина увидела солнце, так и вы должны познать боль. Если б ваше сердце не уставало изумляться ежедневным чудесам жизни, то