фазу движения концентрацией сознания.
Наши движения должны быть полностью гармоничны.
Л а з а н ь е п о в е р е в к е
Это упражнение выполняется таким образом, как и
предыдущее, но воображаемая веревка висит вертикально. Таким
образом мы проходим через движения человека, карабкающегося
вверх по веревке.
Б о р ь б а /фото 74/
Перед зеркалом мы боремся с воображаемым противником. В
этом упражнении медленные движения имеют особенно большое
значение. Все время между различными захватами мы выполняем
кумбаку. В этом упражнении никогда не следует задерживать
дыхание больше, чем на 7 секунд.
Движения футболиста, конькобежца, теннисиста, лыжника и
стрелка могут также выполняться в стиле медленных
упражнений.
Почему необходимо иметь зеркало во всю длину выполнения
медленных упражнений? Это совершенно необходимо для того,
чтобы люди запада получили пользу от этих упражнений. Индусы
выполняют упражнения " д х а н д а л и б и а с к и "
одновременно со своим учителем. Концентрируя внимание,
ученик может наблюдать внушительную игру мышц прекрасного
симметричного тела своего учителя. Они, таким образом,
выполняют свои упражнения в соответствии с образом.
Подсознательный ум ученика регистрирует картину тела
учителя, который построил свое тело с помощью таких
упражнений. Высокая степень ассоциаций и концентрации праны
может быть достигнута только тогда, когда мы выполняем
упражнения с таким учителем. Это не всегда возможно на
западе, а зеркало в этом случае является отличной заменой,
хотя мы должны представлять прекрасные мускулистые формы без
образца. Поэтому полезно около зеркала повесить несколько
картин с хорошо развитыми атлетическими телами.
Если у вас нет большого зеркала, то можно выполнять
упражнения вечером при свете лампы, наблюдая движение вашей
тени на стене. Мы должны воспроизводить только красивые
движения, постоянно наблюдая себя в зеркало или по тени.
Если мы никогда не занимались спортом, наше тело и
мышцы представляют собой грубую массу, подобно неотесанному
камню перед скульптором. Видел ли кто-нибудь, чтобы
скульптор работал с закрытыми глазами, проверяя и оценивая
свою работу, когда она закончится. Так же, как и скульптор
постоянно наблюдает медленное движение своей работы и
радуется тому, что бесформенный материал оживает, а он
черпает в этом веру, вдохновение и силу, мы должны
вдохновляться игрой наших мышц, гармоническим движением тела
и быстрым развитием наших мышц до тех пор, пока бесформенный
материал не превратится в живую атлетическую фигуру. Эта, не
имеющая себе равных, система древних упражнений, которая
соединяет веру, силу желания и воображения с физическими
движениями, достойна серьезного внимания и тщательного
изучения преподавателями физкультуры и тренерами на западе.
Ч а с т ь хvi
Н и ч е г о б е з у м а
Хотя в этой книге я говорю только о правилах индусов
относительно физического тела /обсуждение высшей мудрости
йогов дано в моей книге "йога, об'единяющая восток и
запад"/, тем не менее хатха-йога снова и снова сталкивается
с элементами умственной йоги. Несколько слов по этому
поводу.
Прежде, чем коснуться основных принципов высшей
индийской философии, я должен указать еще раз на выдающийся
эффект, который физические упражнения, выполняемые в
соединении с умственной концентрацией, оказывают на мускулы.
Мысль - проявление ума, является мощной силой, делающей
нашу судьбу лучшей или худшей. В главе "о взаимном
соотношении между телом и умом" мы видим, что с помощью
хороших и положительных мыслей мы можем привлекать к себе
хорошее желаемое условие, в то время, как отрицательные
плохие чувства направляют нас к злу, нищете и болезням. Сила
мысли доминирует над нашей земной жизнью, нашими
взаимоотношениями с другими людьми, нашей работой и нашими
привычками. Сила концентрированной мысли, когда мы знаем,
как организовать ее и излучить путем внушения, так велика,
что с ее помощью можно легко управлять желаниями других
людей. Йоги, однако, не ставят себе такой цели, а хотят
только выразить свое единство с мировым разумом.
Прекрасные научные опыты, проведенные