Есудиан и ЭЛИЗАБЕТ ХЕЙЧ

ХАТХА ЙОГА

Если мы хотим, чтобы наши дети наслаждались отличным

умственным ростом, необходимо, чтобы они практиковали

сарвангасану, випарита-карани и сиршасану, по крайней мере,

3 раза в день /утром, в обед и вечером/. Их рост в большой

степени регулируется зобной железой, и эти упражнения

оказывают на эту железу большое влияние. Взрослые должны

выполнять эти упражнения для того, чтобы поддерживать свое

здоровье, жизненную энергию и эластичность до старого

возраста. Старый возраст не означает упадка здоровья и

дряхлости. Об этом говорит опыт индийских йогов и западных

учеников, сохранивших все качества тела до глубокой

старости.

Сарвангасана не имеет нежелательных эффектов. Давно

утраченная юность, жизненная сила и уже растраченная энергия

вливаются в тела людей старого возраста, которые чувствуют,

что они как бы родились вновь. Восстанавливается

функционирование желез, не имеющих выводного протока,

которые расстроились в результате ненормальной деятельности

щитовидной железы и организм в борьбе с начинающимися

болезнями излучает новую силу. Сарвангасана является

наиболее возрождающим и расслабляющим упражнением для

нервной системы.

20. В и п а р и т а - к а р а н и . П о з а

с о г н у т о й с в е ч и .

"Випарита" - по-санскритски означает "обратный",

"перевернутый", а "карани" - эффект. Три эффекта

сопровождают эту асану.

1. Обратная радиация из космического пространства.

2. Поза тела. 3. Обратный эффект времени. Стоя на ногах, мы

стареем, находясь в этой позе, мы становимся моложе.

В ы п о л н е н и е . Фото 41. Лежа на спине, медленно

вдыхаем и поднимаем ноги вверх и, поддерживая бедра руками,

постепенно поднимаем туловище, пока оно не будет опираться

на плечи. Ноги остаются наклоненными к туловищу и заходят за

голову и именно в этом отличие этой позы от сарвангасаны.

Руки поддерживают бедра, а не туловище, как в сарвангасане.

Медленно дышим животом и это предохраняет от усиленного

притока крови к голове. В промежутках выполняем дживабандху

3-4 раза /см. Симхасану/. Медленно опускаемся на пол,

успокаиваемся и расслабляем себя полным дыханием, прежде,

чем встать.

Т е р а п е в т и ч е с к и й э ф ф е к т . Подобен

очень эффекту сарвангасаны. В индии это упражнение

используется для лечения зоба, базедовой болезни и даже

слабоумия в детстве. При регулярной практике устраняются

болезни органов дыхания. Во многих случаях излечивается

тонзиллит и простуда или они быстро заканчиваются. Хорошо

для женщин, разглаживаются морщины лица или даже

уничтожаются. Эта асана направляет поток крови к коже и

мышцам лица и лучше электрического или любого другого

массажа.

21. С и р ш а с а н а . С т о й к а н а

г о л о в е .

Эта поза является третьей из наиболее важных асан.

"Сирше" о-санскритски значит "голова" и можем поэтому

говорить об этой позе, как о стойке йогов на голове.

В ы п о л н е н и е . Фото 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48.

Становимся на колени, переплетаем пальцы и кладем руки на

пол перед собой. Наклоняясь вперед, кладем голову затылком

на пальцы. Упираясь в пол пальцами ног, поднимаем бедра

вверх. Затем поднимаем ноги, сгибая их в коленях и держа

равновесие на голове. Медленно выпрямляем ноги и тем самым

устанавливаем тело вертикально. Остаемся в этом положении до

тех пор, пока не почувствуем напряжения. Дышим спокойно и

медленно. Для возвращения в исходное положение необходимо

согнуть ноги в коленях и опуститься на колени на пол. В этом

положении занимаем позу для отдыха: сжав кулаки, ставим один

кулак на другой и лбом опираемся о верхний кулак. Очень

важно не падать со стойки внезапно, так как это может свести

к нулю пользу упражнения. Поэтому не следует сразу вставать

с промежуточной позы отдыха. Необходимо подождать несколько

секунд для того, чтобы восстановилась нормальная циркуляция

крови.

Т е р а п е в т и ч е с к и й э ф ф е к т . Эта асана

отличается от двух предыдущих тем, что мозг обильно

снабжается кровью и праной.

Наиболее важный орган нашего земного существования -

мозг. Это место нашего сознания, мощной силы, от которой

зависит существование человека. И все же как мало внимания

мы уделяем ему.

Напомним,