Неизвестен

СКРИЖАЛИ ЛАЗУРНОЙ СКАЛЫ

ник схватил Байчжана за нос, и то закричал от боли. Ве- ликий наставник сказал: "Да когда же они улетели?" 14 Наставление Между буддами и живыми существами, по сути, нет разницы. Может ли быть различие между пейзажем и нашим "я"? Почему же мир делится на две стороны? Даже если узнать главное слово и занять главную переправу, это еще не значит предоставить всему быть как оно есть, це- лый мир не будет стоить того, чтобы за него держаться. Но где же таится главное слово? Чтобы узнать это приве- ду пример. Пример Юньмэнь показал свой посох и дал собравшимся такое наставление: "Этот посох превратился в дракона и про- глотил вселенную. Горы, реки, вся огромная земля - где они теперь?" 15 Наставление Рыбацкие сети между шестами видят только обладающие острым зрением. Смысл за пределами образцовых суждений доступен только посвященным. Но скажите, что такое сети между шестами? Что такое смысл за пределами образцовых суждений? Чтобы узнать это, приведу пример. Пример Монах спросил Далуна: "Физическое тело разрушается. А что такое неуничтожимое тело реальности?" Далун сказал: "Горные цветы горят, как узор на пар- че. Потоки в долинах блещут голубизной, как индиго". 16 Пример Юньмэнь дал монахам следующее наставление: "Древние будды и основания колонн сливаются в одно. Какое это состояние сознания?" И сам же ответил: "На южных горах собираются облака, на северных горах идет дождь". 17 Наставление Его объятия широки, как вселенная, - и из них ниче- го не ускользает. Он разрезает все потоки - и не задер- живает ни капли. Откроешь рот - и ты в заблуждении. По- стараешься подумать - и ты совершишь промах. Но скажите мне, что такое всепроницающий глаз мудрости? Чтобы это узнать, приведу пример. Пример Юньмэнь однажды дал следующее наставление: "В каж- дом есть свет. Когда же вы смотрите на него, он темен, и вы не видите его. Что такое свет в каждом?" И сам от- ветил: "Кухонная полка и главные ворота". Он также ска- зал: "Хороший человек не сравнится с ничто". 18 Наставление Ясновидец не имеет пристанища, иногда он подобен буйной поросли на вершине одинокого пика, иногда он наг и празден среди городской суеты. Порой он является как разгневанный демон с тремя головами и шестью руками. Порой он излучает безмерное сострадание, как Будда сол- нечного лика и Будда лунного лика. Из одной пылинки он извлекает все формы мира. Он смешивается с водой и грязью, чтобы спасти все существа. Если он вдруг воспа- рит ввысь, даже око Будды не узреет его. И пусть явятся хоть тысячи мудрецов - все равно они отстанут от него на тысячи ли. Есть ли кто-нибудь, кто этого достиг? Чтобы это проверить, приведу пример. Пример Юньмэнь дал следующее наставление: "Лекарство и бо- лезнь уничтожают друг друга. Вся земля лекарство. А что такое ваше 'я'?" 19 Наставление Будь безмятежен, ни за что не держись: на железном дереве распустятся цветы. Есть ли что-нибудь в том, что есть? Умный парень не отягощен заботами. Даже если он свободен на семь путей вверх и вниз и на восемь пу- тей вправо и влево, найдется кто-нибудь, кто проткнет ему ноздри. Но скажите, в чем его ошибка? Приведу при- мер, чтобы каждый смог увидеть сам. Пример Господин Лу Сюань, беседуя с Наньцюанем, сказал: "Есть такое изречение: У Неба-Земли и у нашего я - один корень, вся тьма вещей и наше я - одно тело. Какие пре- красные слова!" Наньцюань указал на цветок во дворе и сказал: "В наше время этот цветок люди видят словно во сне".