Неизвестен
СКРИЖАЛИ ЛАЗУРНОЙ СКАЛЫ
Избранные гунъань 1 Наставление Если из-за горы поднимается дым, значит там есть огонь. Если из-за забора высовываются рога, значит там есть буйвол. Понять три, когда называют одно, опреде- лить цену с одного взгляда - вот повседневная еда и питье монаха. Пребывает там, где обрываются все потоки, всплывает на востоке и погружается на западе, плывет по течению и идет потоку наперекор, по своей воле дает и отбирает - кто же это такой? Пример Император династии Лян У-ди спросил великого на- ставника Дамо: "В чем высший смысл святых истин?" Дамо ответил: "В беспредельно открытом нет святости". Госу- дарь спросил: "Кто говорит со мной?" Дамо ответил: "Неведомо". 2 Наставление Небо и земля тесны; солнце, луна и звезды помраче- ны. Даже если удары посоха наставника будут сыпаться, словно капли дождя, и крики наставника будут греметь, словно гром, высшая истина останется недосягаемой. Буд- ды могут знать это только для себя, учителя всех времен не могли передать это целиком, все толкования канона не могут разъяснить это до конца, монахи-ясновидцы не мо- гут этим спасти себя. Оказавшись здесь, как можно еще просить наставлений? Произнести слово "Будда" - значит вымазать себя грязью. Произнести слово "чань" - значит покрыть себя позором. Долго постигавшие истину возвы- шенные мужи не ждут, когда эти будут слова произнесены. Новички, приступившие к учению, должны сами в этом ра- зобраться. Пример Чжаочжоу наставлял собравшихся следующими словами: "Великий Путь лишен трудностей, избегайте лишь предпоч- тения и выбора. Как только появляются слова, появляются 'предпочтение и выбор'. Вот что такое 'ясность'. Я,ста- рый монах, не пребываю в ясности. Держитесь ли выеще за что-нибудь или нет?" Тут один монах спросил: "Коль скоро вы не пребывае- те в ясности, за что вы держитесь?" Чжаочжоу ответил: "Я и этого не знаю". Монах спросил: "Если вы, учитель, этого не знаете, почему вы все же говорите, что не пре- бываете в ясности?" Чжаочжоу сказал: "Ты получил ответ на свой вопрос, поклонись и выйди". 3 Наставление Одна мысль, одна вещь, одно слово, одно речение - всюду есть во что вникнуть. Но это все равно что делать операцию на здоровом теле. Великая польза таится там, где не следуют установленным правилам, ибо всегда есть нечто, что лежит за пределами известного нам. Это нечто укрывает Небо и Землю, но его нельзя ухватить. "Так" правильно, и "не так" правильно: это слишком грубо. "Так" неправильно и "не так" неправильно: это слишком резко. Если не идти ни тем, ни другим путем - что будет правильно? Приведу пример, чтобы стало понятно. Пример Великий наставник Ма был нездоров. Настоятель мона- стыря спросил его: "Как вы себя чувствовали в эти дни?" Великий наставник Ма ответил: "Будда солнечного лика, Будда лунного лика". 4 Наставление Воспринявший учение нашей школы должен быть смель- чаком. Только тот, кто способен убить человека не морг- нув глазом, может в одно мнгновение стать Буддой. Он знает и действует в одно и то же время, прячется, как будто стоит на виду, для него каждое событие - высшая истина. Оставив в покое главное, он учит пустякам. Если бы он устранил все трудности, молодым послушникам не на чем было бы сосредоточиться. Но если человек обладает ясным зрением, его нельзя обмануть. А лишенный ясного зрения попадает тигру в пасть и погибает. Приведу при- мер, чтобы каждый мог сам убедиться. Пример Сюэфэн наставлял собравшихся следующими словами: "Поднимите всю землю на своей ладони, и она будет вели- ка, как рисовое зернышко. Бросьте ее перед собой. Если вы все еще понимаете не больше чем лакированная лохань, я ударю в барабан и созову всех поглазеть на вас!" 5 Наставление Тысячи мудрецов не изрекли ни одного слова прежде звуков речи. Если вам не доводилось натолкнуться на не- го, вас будет отделять от него целый мир. Даже если вы ухватите его прежде звуков и отрежете языки людям в це- лом свете, вы все еще не достигнете совершенства. Вот почему сказано: "Небо не может это укрыть, Земля не мо- жет это поддержать, пустота мирового пространства не может это вместить, солнце и луна не могут это осве- тить". Превзойти будд и быть совсем одиноким - вот ис- тинное достоинство. Если ты еще не дошел до этой муд- рости, постигай ее смысл, который тонок, словно кончик волоска, и распространяй светоч истины во все пределы - тогда ты всегда будешь сам себе господин и все в твоих руках будет подлинным. Но скажите мне, что здесь нео- бычного? Пример Монах по имени Хуэйчао спросил наставника Фаяня: "Хуэйчао спрашивает учителя, что такое Будда?" Фаянь сказал: